Найти тему
Книги АСТ нонфикшн

«Меня без сознания, в крови уносили с манежа». История Ю. Никулина о первом свидании с женой

Источник: https://commons.wikimedia.org/  (Анастасия Федоренко)
Источник: https://commons.wikimedia.org/ (Анастасия Федоренко)

История взята из биографической книги артиста «Почти серьёзно»:

«Все началось с  маленькой, феноменально уродливой лошадки, которая родилась на опытной конюшне сельскохозяйственной академии имени Тимирязева. Лошадку прозвали Лапоть. <...>

Именно Лаптю я обязан тем, что влюбился. Три девушки-студентки, которые по просьбе Михаила Николаевича занимались с лошадью, приехали как-то в цирк к нему. А Карандаша в этот момент куда-то срочно вызвали, и он попросил меня посидеть с  девушками до его возвращения.

Одна из девушек мне сразу понравилась (опять случай, который всегда вторгается в нашу жизнь!), и я ее пригласил вечером в цирк на представление.

— А вам это будет не трудно? — спросила она.

— Пустяки, — сказал я небрежно, а сам лихорадочно начал вспоминать, кто из вахтеров сегодня дежурит у калитки заднего двора цирка.

Вахтер оказался добрым, и свою знакомую, ее звали Таня, я легко провел через конюшню. С позволения доброй билетерши и согласия осветителя я усадил мою знакомую в зрительном зале на приступочке, около прожектора.

— А  что вы делаете в  программе?  — спросила она меня шепотом.

— Сейчас увидите, — сказал я и побежал переодеваться.

И она увидела. Это не было клоунским трюком. Просто произошел несчастный случай. В  тот самый момент, когда я  убегал с манежа после "Сценки на лошади", я случайно попал под ноги скачущей лошади, которую не сумели остановить.

Источник: https://commons.wikimedia.org/  (Анастасия Федоренко)
Источник: https://commons.wikimedia.org/ (Анастасия Федоренко)

Все кругом растерялись, и только Карандаш, рискуя жизнью, бросился на помощь и вытащил меня из-под копыт лошади. Девушка увидела, как меня, окровавленного, без сознания, под тревожный гул зала унесли с манежа. (Для зрителей я, естественно, оставался человеком из публики.)

Дальше все шло "как в кино". Меня принесли в медпункт цирка. Дежурный врач (в цирке всегда дежурит врач) стал вызывать "Скорую".

— Алло, "Скорая"?

— Да, "Скорая" слушает.

— Приезжайте в  цирк. Цветной бульвар, тринадцать. Несчастный случай. Артист попал под лошадь. Потерял сознание.

— Фамилия? — Никулин.

— Имя, отчество? — Юрий Владимирович.

— Ах! — раздалось в трубке.

Оказывается, вызов принимала моя мама. В больнице — а меня привезли в Институт скорой помощи имени Склифосовского — выяснилось, что у меня сломана ключица. На ноге и голове ссадины. Левый глаз от удара заплыл. <...>

Потом я понял, почему попал под лошадь. Все дело в деньгах. Накануне этого случая я  решил подсчитать, сколько заработаю в дни школьных каникул. И подсчитал, что на брюки себе заработаю. А считать, оказывается, нельзя было. Есть такая примета у старых артистов цирка: как только начнешь считать деньги, которых еще не заработал, жди неприятности.

Источник: https://commons.wikimedia.org/  (Ланселотка)
Источник: https://commons.wikimedia.org/ (Ланселотка)

Таня, которую я пригласил посмотреть представление, пришла на другой день в цирк справиться о моем здоровье. Ей сказали, что я в больнице. Она проникла в  больницу, хотя там был объявлен карантин.

Таня навещала меня часто и однажды принесла печенье, которое сама испекла. Она мне рассказывала о своей жизни, родственниках, учебе. Дома Таня сказала, что познакомилась с молодым артистом.

— Из какого же он театра?  — поинтересовались родственники.

— Он клоун в цирке.

Ответ, как рассказывала Таня, всех огорошил, а  одна дальняя родственница со словами: "Какой ужас!" — схватилась за голову. Но дальше все пошло гладко. После выписки из больницы, в которой я провел более месяца, пришел в дом Тани, и родственница, увидев меня, успокоилась.

Впоследствии она призналась, что последний раз видела клоуна в балагане в 1911 году. Пьяный Рыжий, как вспоминала родственница, почему-то без конца кричал: "Уй-ю-ю-юй", получал пощечины и при этом падал лицом в опилки. А через месяц после частых встреч, прогулок, походов в  кино, в  театр мы поняли, что любим друг друга, и через полгода поженились».

Книга-биография «Почти серьёзно» — это простая и светлая история актера о себе и об этапах жизни: о войне, о цирке, о любви и о советском кино. Повествование Юрия Никулина настолько лёгкое, будто он сам сидит рядом и рассказывает свою историю.

Поделитесь этой статьей в социальных сетях и не забудьте подписаться на AСT nonfiction