Гражданская позиция Пушкина всегда была непрекословная - как поэт он просто обязан отстаивать честь и свободу. Ведь «гений и злодейство вещи несовместимые», считал поэт. Он всю жизнь отстаивал и пел о свободе и равенстве людей. К сожалению, при жизни поэта крестьяне так и не освободились от оков своих господ-дворян, а во времена восстания декабристов 1825 года (попытки переворота против царя) поэт и вовсе находился в ссылке. Крепостное право отменят только в 1861 году.
Тем не менее Пушкин часто ставит вопрос ребром. Ещё до восстания декабристов поэт пишет одно из самых сильный своих стихотворений «Свободы сеятель пустынный», которое является аллегорией на библейское предание. Эпиграф для стихотворения поэт взял из Евангелия от Матфея (глава 13 строки 3 – 8):
"3. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять;
4. и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
5. иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.
6. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло;
7. иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его;
8. иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать."
Пушкин использует образ «сеятеля», который несёт людям семя в виде знаний. И выбирает этот образ не случайно. В те времена от урожая зависели жизни многих крестьян. И если урожай будет скудным, то голодать придётся всем - женщинам, старикам и детям.
И, наконец, в конце стихотворения поэт переходит к «социальным нормам и правам». Именно строчки второй части стиха постоянно вызывают споры и дискуссии. Поэт рассуждает о том, что покорному народу не нужны сильные потрясения и знания, которые он не сможет усвоить.
И власти имущие постоянно будут отвлекать его (народ) от по-настоящему насущных дел различными игрушками и развлечениями. Впрочем, ничего не поменялось со времён Пушкина и в нынешнее время. Сами прочитайте это короткое стихотворение и убедитесь в его правоте.
Свободы сеятель пустынный
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя —
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.