Найти тему

История Старого Арбата: от автомобильной трассы до пешеходного переулка

Московскому Старому Арбату больше 4 веков. Его протяженность – чуть более одного километра.

Об истории этой удивительной улицы рассказывает Павел Калинов – начальник архитектурно-планировочной мастерской №4 ГАУ «НИ и ПИ Градплан города Москвы».

В 18-19 веке на Старом Арбате проживали дворяне и знать. В начале 20-го века здесь стали селиться поэты, художники, музыканты и кинематографисты.

В 1930-1950-х годах Старый Арбат стал государственной трассой с автомобильным движением, где были проложены маршруты троллейбуса и трамвая. По этой улице ездили и за город: например, Сталин добирался из Кремля на ближнюю дачу. Именно поэтому на Старом Арбате не прокладывали инженерные коммуникации.

-2

Проложенный в 1960-е годы проспект Калинина, который сейчас носит название Новый Арбат, разгрузил магистраль и взял на себя функции государственной трассы.

В пешеходную улицу Старый Арбат превратился к концу 1986 года. Решение было связано с расширением комплекса зданий Генерального штаба на Знаменке. Единственным свободным местом для прокладки коллектора инженерных коммуникаций к комплексу оказался Старый Арбат. Тогда же при воссоздании исторического облика улицы были обнаружены и восстановлены по старым технологиям утраченные детали фасадов.

1984 год
1984 год

Кстати, во время реконструкции сняли полметра асфальта, под которым нашли остатки старых крылечек. Все работы велись вручную, а для укладки специально изготовленной плитки пригласили мастеров, имеющих навыки мощения улиц старинными способами.

1991 год
1991 год

С появлением в Москве пешеходных улиц нового формата Старый Арбат стал немного проигрывать в привлекательности и сейчас обсуждаются идеи по его модернизации.