6 декабря 1966-го года ливерпульская четвёрка вошли в студию Abbey Road и начали записывать альбом. 333 часа спустя The Beatles объявили о новом альбоме под названием "Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band". Позже по всему миру было продано более 32-х миллионов копий, а сам альбом назван величайшим альбомом всех времён по версии Rolling Stone.
По сути он был экспериментальным. В нём использовались новые техники и множество необычных музыкальных инструментов. Это шедевральный альбом, который описывает Лето любви и за прошедшие годы он нисколько не потерял своей актуальности, оставаясь любимым альбомом многих и по сей день.
44 года спустя, в 2010 Джастин Бибер выпустил свой хитовый сингл "Baby" и многие согласятся с идеей, что лучше бы он его не выпускал. Что же пошло не так?
Почему раньше иконой был Боб Дилан, а теперь Бритни Спирс? Раньше мы слушали Led Zeppelin, а теперь Леди Гагу и Кэти Перри вместо The Kinks.
Читайте: Как Alphaville создали величайшую "Big In Japan"
Конечно если бы всё сводилось только к ностальгии, говорить было бы не о чём. Но когда люди говорят, что музыка уже не та, это довольно объективно и подтверждением этому служат научные эксперименты.
Изучение изменений музыкальных предпочтений продолжается уже более 30-ти лет. Как показало исследование 2012, выполненное сотрудниками национального научно-исследовательского совета Испании, мнения людей, которым не нравится современная музыка основаны на фактах. Музыка действительно с каждым годом становится всё хуже и хуже.
В рамках этого исследования было использовано около 500 тысяч записей различных жанров в период с 1955-го по 2010-й. Их пропустили через ряд сложных программных алгоритмов. Для каждой песни алгоритм высчитал три значения: гармоническая сложность, тембральное разнообразие и громкость. Наиболее шокирующим результатом исследования оказалось то, что на протяжении последних десятилетий разнообразность тембра существенно обеднела.
Тембр - одна из характеристик звука, определяющая специфику его звучания. Иными словами - выразительность и полноту звука. Согласно исследованиям, пик насыщенности обертонами припал на 1960-е и с тех пор дела начали становиться только хуже. Тембральная окраска становится всё более однообразной, что значит, что песни всё меньше и меньше отличаются друг от друга.
Разницу можно чётко увидеть на примере одного из общепризнанных шедевров The Beatles - "A Day In A Life". Сингл был записан при участии симфонического оркестра, состоящего из 40-ка музыкантов, но при этом его нельзя отнести к классической музыке, ведь это поп. В пятиминутной композиции были задействованы скрипки, альты, виолончели, контрабасы, кларнеты, арфа, флейты, трубы и это ещё не считая инструменты самих Битлов. С другой стороны - "Blurred Lines" Робина Тика, в которой из всех инструментов лишь одна драм-машина. Разумеется, это крайность и, собственно, песня и обрела известность благодаря такому необычному подходу. Автору удалось создать запоминающийся мотив при помощи одного инструмента. Но тем не менее она отражает тенденции в современной поп-музыке, которые были установлены в ходе научного исследования.
Вместо того, чтобы экспериментировать с новыми музыкальными техниками и инструментами, музыканты используют одну и ту же комбинации клавиш, драм-машины, сэмплера и компьютерное программное обеспечение.
Читайте: "Firestarter" - новый канон от The Prodigy
При всей кажущейся прогрессивности подобное ведёт к тому, что творчества и креативности в музыке становиться всё меньше и меньше. Во время прослушивания радио в машине ловили ли вы себя на мысли "Всё звучит слишком одинаково"? Что же, исследователи обраружили, что мелодии, ритмы и даже вокал популярной музыки начиная с 1960-х становятся всё более и более схожими.
Однообразие поп-музыки проявляется в явлении, которое обнаружил музыкальный блогер Патрик Метцгер. В песнях эстрадных исполнителей задействована одна и та же последовательность нот: от пятой до третьей ступени мажорной гаммы и обратно, которые сопровождаются типичными завываниями "Уа-О-Уа-О". Эту "музыкальную фразу" называют "Уханьем тысячелетия". Она встречается в сотнях поп-композиций последних лет, которые попали на вершину чартов. От "California Girl" Кэти Перри до "Baby" Джастина Бибера, буквально каждый сингл включает в себя "уханье тысячелетия". Но почему? Ну, дело как раз таки в схожести.
Наш мозг хорошо воспринимает всё знакомое. То есть чем больше мы слушаем одни и те же звуки, тем больше они нам нравятся. "Уханьем тысячелетия" стало могущественным и предсказуемым способом доходчиво сказать публике "Эй, послушайте эту песню, она правда крутая и непременно вам понравится, ведь звучит так знакомо. Вы слышали что-то подобное уже сотни раз, почему бы не послушать сто первый". И в нашем малопредсказуемом мире это заставляет нас чувствовать себя в большей безопасности. Штампированная музыка даёт людям ощущение спокойствия и этого нельзя отрицать.
А что насчёт текста? К сожалению тоже плохие новости. В ещё одном исследовании, посвящённом вычислению так называемого интелектуального уровня текста сотни песен с вершин чартов были проанализированы с учётом таких параметров, как комплексная читаемость, которая отражает сложность для понимания и литературное мастерство автора.
Читайте: Pink Floyd записывали альбом, который оказался слишком странным для них
Как выяснилось, на протяжении последних десяти лет интеллектуальный уровень текстов упал на целую единицу. Тексты становятся всё короче и всё чаще повторяются. Подавляющее большинство треков с вершин чартов за последние несколько лет появились лишь благодаря двум людям. Вопрос: что общего у Бритни Спирс, Тейлор Свифт, Элли Гулдинг, Робина Тика, Джесси Джея, Джастина Бибера, Кэти Перри, Арианы Гранды, Джастина Тимберлейка, Maroon 5, P!nk, Леоны Льюис, Кристины Агилеры, Кеши, Backstreet Boys, Адама Ламберта и Will.i.am? Ответ - тексты.
Разумеется не для всех 100%, но для большей части перечисленных выше исполнителей слова для песен написал один человек - Макс Мартин. Ему одному мы обязаны больше чем 20 синглами топ-1 и тысячами композиций, которые на протяжении последних десятилетий попадали в сотню лучших. Его песни знают все. Это "I Kissed A Girl", "Baby One More Time", "Since U Been Gone", "Shake It Of" и многие другие. Ну а если текст песни принадлежит не ему, то практически наверняка Лукашу Готвальду. Он также известен как Dr. Luke и вместе с Мартином является автором многих поп-композиций. Вы скорее всего и не слышали никогда о них ведь светить этими именами не принято. Без них не было бы каждой второй песни, которая крутится на радио, и вы ещё удивляетесь почему всё звучит одинаково.
Безусловно, музыканты, которые пишу слова к своим трекам сами и при этом пробиваются на вершины чартов, никуда не делись, вот только прийдётся постараться, чтобы найти их.
Исследователи также выяснили, что так называемые хуки, то есть части песен, которые цепляют больше всего и на которые слушатель "подсаживается" встречаются в современной музыке в начале комозиции. Считается, что это из-за того, что когда мы слушаем музыку, то теряем концентрацию и если в песне не за что зацепиться, то рука автоматически тянется скипнуть её. Само ослабление концентрации объясняется тем, что в наше время доступны миллионы различных композиций стоит лишь коснуться сенсорного экрана. Раньше же приходилось приходить в магазин, чтобы купить пластинку или позже касету, вернуться с ней домой и уж затем слушать. Естественно потратив деньги можно слушать несколько песен бесконечно, со временем научившись воспринимать все тонкости, которые создатель заложил в сингл или альбом.
Читайте: Queen vs. Дэвид Боуи | Under Pressure
Уже с появлением iPod людям сталы доступны тысячи песен на одном устройстве, а со временем даже пропала необходимость их скачивать. В наше время листая список треков в Яндекс.Музыке нам уже нет особого дела до смысла или посыла песни. В результате музыканты сотрудничают со звукозаписывающими компаниями, максимально наполняя песню хуками, которые не позволяют отвлечься от песни.
Помимо этого используется ещё один скрытый приём. Весьма действенный, но в то же время губительный для музыки. На прожении последних нескольких лет между создателями музыки идёт самая настоящая война, название которой - война за громкость. Суть в том, чтобы создать музыку громче чем у конкурентов. Но как можно сделать музыку "громче" если каждый слушатель самостоятельно регулирует громкость в своих динамиках. Что же, используется компрессия. Вы возможно слышали о динамическом диапазоне. Компрессор сжимает динамический диапазон, устраняя слышимую разницу между громкими и тихими частями. Таким образом кажется, что вся песня более громкая вне зависимости от того, какую громкость установил слушатель на своём устройстве.
Представьте, что стоите посреди улицы и тихо бормочете. Иногда тише, иногда громче. Даже если кто-то и заметит, то не обратит внимания. Но если сжать динамический диапазон голоса, то каждое слово превратится в оглушительный самодовольный рев. Все сразу же обернутся посмотреть что за ненормальный орёт посреди улицы.
Этого эффекта и пытаются достичь музыкальные продюсеры с тех пор как поп-музыка начала становиться всё более однообразной. Песня просто должна быть громче, чем все остальные, чтобы её банально услышали.
Но цена за эту громкость высока. Злоупотребление сжатием динамического диапазона превращает создание музыки в насмешку над самим собой. Нельзя сделать звук громче, не потеряв при этом его качества. Страдает в первую очередь насыщенность тембра, обертоны сливаются, а тонкие музыкальные оттенки, которые придают музыке некого очарования, исчезают на общем фоне музыкального сопровождения.
Мелодии становятся ненее звучными, менее выразительными и в целом производят меньше впечатлений. В этом, собствеенно, и заключается причина по которой современные музыканты предпочитают следовать одним и тем же методикам: стандартный бит драм-машины, штампованные тексты без капли фантазии, дежурные рифмы, позаимствованные из старых хитов и, естественно, то самое "уханье тысячелетия".
Читайте: Как Фрэнк Синатра изобрёл альбом
В 50-е, 60-е и 70-е студии звукозаписи еженедельно получали сотни демозаписей от начинающих музыкантов, каждая из которых внимательно прослушивалась с целью поиска наиболее талантливых музыкантов, с которыми позже заключались контракты. Но даже тех, кто не были достаточно талантлив, могли раскрутить и если они цепляли публику хоть чем-то, то обретали широкую известность. Ключевой момент заключался в том, что за музыкантов и песни слушатели "голосовали ушами". Именно люди выносили окончательный приговор. Поэтому музыканты, которые хотели произвести достаточное впечатление и остаться на плаву должны были постоянно находиться в творческом процессе. В итоге работа сутдий звукозаписи была сопряжена с повседневным риском вложиться в тех, кто в итоге не оправдает ожиданий и не окупится. Однако все эти затраты окупались тем, кто всё же "выстрелил".
В наши же дни раскрутка новой группы куда дороже. Затраты на продвижение новой звезды на мировой сцене за последние годы взлетели до небес. По информации IFPI, сейчас заключение контракта с последующим продвижением бренда стоит от 500 тысяч до 3 миллионов долларов. Хотели бы вы рискнуть тремя миллионами? Вот и владельцы студии тоже. Таким образом, нынешняя ситуация в музыкальной индустрии - следствие минимализации рисков. Зачем искать истинный талант если можно найти смазливую юную мордашку, обычно с какого-то талант-шоу, и просто раскучивать её до посинения пока аудитория не "подсядет" на неё.
Вместо того, чтобы воспитывать вкус аудитории путём ознакомления с действительно хорошим творчеством, которое задаёт определённую планку восприятия и делает возможным формирование собственных предпочтений, музыкальная индустрия просто приучает нас с удовольствием потреблять то, что дают.
Вы спросите "А каким образом можно подсадить людей на музыку?", но неужели вы никогда не замечали, что от очередного "хита" буквально нет спасения? Он играет на всех радиостанциях, во всех магазинах и уж тем более в интернете. Ради того, чтобы отбить те самые 3 миллиона, студия постарается сделать так, чтобы хит звучал на каждом углу.
Помните об эффекте узнавания? Это психологический феномен под названием "эффект знакомства с объектом". Он означает возникновение симпатии к чему-то неоднократно услышанному и увиденному. При первых звуках услышанной ранее несколько раз песни вырабатывается дофамин и с каждым последующим прослушиванием его вырабатывается всё больше. Вспомните как вы впервые реагировали на очередной новый хит. Нравился ли он вам в первый раз или же вызвал чувство отторжения? Была ли мысль "А что я сейчас слушаю вообще?". Однако после нескольких прослушиваний уже возникало желание, что что-то в песне цепляет. Затем ваши друзья начинали слушать её всё время и внезапно хит становится одним из самых любимых. Если такое с вами случалось, то вас однозначно "подсадили" на песню.
Не стоит объяснять, что в случае с действительно хорошей композицией не будет необходимости первое время насиловать уши, чтобы она начала нравиться. К сожалению нас постоянно подсаживают на массовый продукт, создавая условия, когда невозможно уйти от прослушивания. Всё разнообразие наших музыкальных вкусов буквально размывается, превращаясь в однородную субстанцию.
Читайте: Как фильм Богемская Рапсодия проигнорировал реальную историю Queen
Никто не спорит с тем, что в наше время полно фантастических групп и музыкантов, но заключить контракт для них большая проблема. Это банально слишком рисково ведь их музыка не соответствует определённому попсовому шаблону. Каждая из них индивидуальна и индивидуальность - ключевое слово. Кто-то может возразить: "Ну и что с того, что я подсел на современную попсу если она мне нравится? В конце концов, разве не слово "нравится" - ключевое".
Поскольку в музыке каждый из нас видит отражение собственного "Я", слушать в своё удовольствие никто не запрещает. Но не менее важно не допустить того, чтобы музыка перестала развиваться, чтобы в ней осталось творчество. Музыка как вид искусства исчезает на наших глазах, превращаясь в продукт разового потребления, более не задевая струн души. И если мы и дальше позволим себе безучастно смотреть на победное шествие безликих мелодий, то уже в скором времени вся красота, вся палитра душевных переживаний, что дарила нам музыка, станет лишь воспоминанием о том, что не повториться уже никогда.
Слушайте хорошую музыку ❤️