Только красивые самолеты хорошо летают. Примерно так говорил в своё время Андрей Николаевич Туполев, и чтобы самолёт хорошо дрался, он должен быть красивым, дополнял его Марсель Дассо. Известные на весь мир авиаконструкторы знали, о чём говорили.
А вот эти инженеры компании Боинг сделали вид, что об этом забыли, участвуя в государственном тендере министерства обороны США по программе JSF Joint Strike Fighter — единый ударный истребитель для ВВС, ВМС.
Возможно, именно по этой причине они и проиграли своему конкуренту Lockheed Martin, который сейчас и выпускает истребителей F-35.
Участие в конкурсе принимали 4 компании, две из которых прошли в финальную стадию. Это были Локхид Мартин и Боинг. По условиям конкурса каждая компания должна была создать два прототипа. Первый предназначался для показа обычного взлёта и посадки, а также для имитации палубного базирования на авианосце. Второй прототип должен был обладать возможностью вертикального взлета и посадки.
Корпорация Боинг ранее не имела своего опыта создания современных истребителей, но их позиция значительно усилилась, за счет поглощения McDonnell Douglas, для которой это было основным направлениям.
Позиция компании Lockheed Martin в этой битве была намного крепче, и это при том, что создание истребителей для неё тоже не основной профиль. А дело тут вот в чем. Компания Lockheed Martin в 1991 году уже побеждала в конкурсе со своим прототипом YF-22,который после доработки стал известен как первый в мире истребитель 5-го поколения F-22 Raptor.
Это было большим преимуществом, особенно это касалось наработок по технологиям малой заметности. Но был и другой нюанс. Компания Lockheed Martin получила гигантский бюджет на программу F-22 и вряд ли теперь была фаворитом у Министерства обороны США. Но чем всё в итоге закончилось, мы с вами знаем.
Так зачем же корпорация Боинг принимала участие в этом тендере со своим детищем Х-32, ведь это вообще не их профиль. Созданием истребители с нуля они занимались примерно 100 лет назад, еще в эпоху господства поршневых бипланов.
Современные версии F-15e и F-18, перед которыми гордо красуется название Боинг, тоже не в счёт. Ведь компания McDonnell Douglas, которая разрабатывала и выпускала эти самолеты, была поглощена Боинг в 1997 году, и теперь свежие версии истребителей выпускаются под новым брендом.
Но вот резон принять участие в конкурсе всё-таки был, и вот по какой причине. Победитель получал контракт на самый дорогой проект в мировой авиационной истории. По самым осторожным прогнозам на старте стоимость всей программы оценивалась приблизительно в 250 млрд. долларов.
Сегодня, конечно же мы знаем, что программа уже давно перевалила за 500 млрд. долларов, а со временем перевалит и за 1 триллион, что сопоставимо с годовым бюджетом многих Европейских стран. Так что это игра стола свеч, и можно было без оглядки забить на репутационные риски компании.
Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и оставлять комментарии.
Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ