Найти тему
Тимур Асланов

Катахреза – что за зверь? Стилистические приемы для улучшения текстов

Тимур Асланов
Тимур Асланов

Часто в текстах мы используем различные стилистические приемы и даже порой не замечаем этого. И уж тем более не знаем, как они правильно называются. Не владеем терминологией. Сегодня рассмотрим один из таких терминов – катахреза.

КАТАХРЕЗА – стилистический термин, обозначающий употребление слов в переносном смысле, противоречащем их прямому, буквальному значению.

Это сочетание слов в котором прямое значение каждого слова не согласуется логически со значением других слов.

Некоторые слова утратили первоначальный смысл и стали восприниматься более широко, поэтому мы не чувствуем в их употреблении катахрезы, которая была изначально. Например, «синие чернила». Чернила – от слова черный. Черный не может быть синим. Стало быть – противоречие. И вот она катахреза.

Если посмотреть более широким взглядом, то к катахрезе можно отнести такие метафоры как:

- когда рак на горе свистнет,

- есть глазами,

- море огней,

- видеть всё в черном свете,

- «и девы-розы пьет дыхание…»

Оксюморон?

Вы скажете – есть же уже термин, обозначающий сочетание несочетаемого – ОКСЮМОРОН.

Казалось бы да, но нет! Оксюморон обозначает нарочитое сочетание слов с противоположными значениями: живой труп, горячий снег, веселая грусть, пьянящая трезвость, мучительная радость и т.д.

А катахреза это не про противоположные значения. Это логическая несогласованность.

Живой труп – оксюморон.

Труп чихнул и высморкался – катахреза.

Холодное солнце – оксюморон.

Солнце заливает всю комнату – катахреза.

Зачем использовать катахрезу?

Если мы хотим украсить наш текст, передать оттенки смысла, усилить выразительность нашего произведения, мы используем различные стилистические приемы. И катахреза – один из таких приемов.

Она помогает создать драматическое напряжение или комический эффект в тексте или речи. Добавить экспрессии и сделать речь или текст более впечатляющими.

Не нужно злоупотреблять этим приемом, но при умеренном использовании он может сослужить вам хорошую службу.

Потому что если вы пишете как все, то и результат получите как у всех – средний. На троечку. А нас ведь троечка не устраивает. Правда?

А еще подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации на эту и другие темы.

Больше интересных материалов о PR и продвижении – на моем телеграм-канале – https://t.me/aslanovPR