Часто в текстах мы используем различные стилистические приемы и даже порой не замечаем этого. И уж тем более не знаем, как они правильно называются. Не владеем терминологией. Сегодня рассмотрим один из таких терминов – катахреза.
КАТАХРЕЗА – стилистический термин, обозначающий употребление слов в переносном смысле, противоречащем их прямому, буквальному значению.
Это сочетание слов в котором прямое значение каждого слова не согласуется логически со значением других слов.
Некоторые слова утратили первоначальный смысл и стали восприниматься более широко, поэтому мы не чувствуем в их употреблении катахрезы, которая была изначально. Например, «синие чернила». Чернила – от слова черный. Черный не может быть синим. Стало быть – противоречие. И вот она катахреза.
Если посмотреть более широким взглядом, то к катахрезе можно отнести такие метафоры как:
- когда рак на горе свистнет,
- есть глазами,
- море огней,
- видеть всё в черном свете,
- «и девы-розы пьет дыхание…»
Оксюморон?
Вы скажете – есть же уже термин, обозначающий сочетание несочетаемого – ОКСЮМОРОН.
Казалось бы да, но нет! Оксюморон обозначает нарочитое сочетание слов с противоположными значениями: живой труп, горячий снег, веселая грусть, пьянящая трезвость, мучительная радость и т.д.
А катахреза это не про противоположные значения. Это логическая несогласованность.
Живой труп – оксюморон.
Труп чихнул и высморкался – катахреза.
Холодное солнце – оксюморон.
Солнце заливает всю комнату – катахреза.
Зачем использовать катахрезу?
Если мы хотим украсить наш текст, передать оттенки смысла, усилить выразительность нашего произведения, мы используем различные стилистические приемы. И катахреза – один из таких приемов.
Она помогает создать драматическое напряжение или комический эффект в тексте или речи. Добавить экспрессии и сделать речь или текст более впечатляющими.
Не нужно злоупотреблять этим приемом, но при умеренном использовании он может сослужить вам хорошую службу.
Потому что если вы пишете как все, то и результат получите как у всех – средний. На троечку. А нас ведь троечка не устраивает. Правда?
А еще подпишитесь на мой канал, чтобы не пропустить новые публикации на эту и другие темы.
Больше интересных материалов о PR и продвижении – на моем телеграм-канале – https://t.me/aslanovPR