Найти в Дзене

Война за крабов: откуда взялись советские консервы CHATKA

Оглавление

«Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», - такими словами улыбающаяся девушка с рекламного плаката завлекала советских граждан попробовать крабовые консервы «CHATKA». Историю созданию этого бренда можно назвать маленькой русско-японской войной.

Реклама консервов CHATKA
Реклама консервов CHATKA

Как в СССР появилась крабоконсервная промышленность?

В 1905 году Российская Империя и Япония заключили Портсмутский мирный договор, согласно которому Российская империя уступила Японии «в вечное и полное владение» южную часть Сахалина и все прилегающие воды.

В 1920-х Япония начала активно осваивать консервную промышленность. Именно в то время приобрело популярность консервированное крабовое мясо. Поняв выгодность дела, советское правительство решило также начать развивать эту отрасль. Однако в СССР не было подходящих судов для развития крабоконсервной промышленности, поэтому советские власти обратились за помощью к Японии. Тогда Япония совершила несколько «стратегических» ошибок:

  • Продала СССР судно для развертывания крабоконсервного завода
  • Разрешила СССР нанимать японцев для работы на судне

Так появились советские консервы «KAMCHATKA».

Добыча крабов в СССР
Добыча крабов в СССР

Таким образом, Япония самостоятельно взрастила себе конкурента, который на время вытеснил её с арены мировой крабовой торговли.

Советские консервы были гораздо дешевле японских, и при этом не уступали по качеству. Поэтому именно они стали более предпочтительными для иностранного потребителя.

После 1929 года количество советских крабоконсервных судов начало расти, а японских, наоборот, уменьшаться.

С крабовым мясом в СССР происходило примерно то же, что сейчас с российской рыбой: львиная доля уходила на экспорт, а в стране оставалась лишь малая часть.

Как "KAMCHATKA" превратилась в "CHATKA"

Желая сэкономить на зарплатах, правительство отказалось от японских работников и наняло советских крестьян. Поскольку они плохо понимали процесс производства, качество крабового мясо начало ухудшаться. Говорят, что в консервах встречались куски панцирей, из-за которых люди ломали зубы и резали десна.

По одной из версий, именно в то время появилось новое название - "СНАТКА". Это было также связано с недостаточной подготовкой советских работников. При печати этикеток произошла ошибка, и название "KAMCHATKA" не умещалось на консервных банках. Не понимая иностранных букв и смысл названия, работники просто отрывали первый слог.

Также интересно, что жители СССР, конечно же, называли эти консервы "Снатка", а не "Чатка" по английски.

-3

Из-за плохого качества продукции США, покупавшие советские консервы, отказались в дальнейшем их покупать. Однако потребитель нашёлся уже внутри страны. Рекламная кампания сделала своё дело, и советская крабовая отрасль была спасена.

В дальнейшем СССР вновь вступило в борьбу за возвращение на мировой рынок, и вскоре это удалось. Хоть по качеству «CHATKA» уступала японским консервам, ее цена все равно оставалась вне конкуренции. Поэтому отечественное крабовое мясо пользовалось спросом за рубежом.

Крабовое мясо СНАТКА
Крабовое мясо СНАТКА

Продажи Снатки в России сегодня

Поскольку промышленная добыча крабов в то время никак не регулировалась, это сказалось на их популяции. По этой причине вскоре крабовое мясо стало дефицитным продуктом. Если до 1960-х консервы "CHATKA" можно было легко найти в продаже, то уже к 70-м крабовое мясо нельзя было купить даже в сети магазинов "Океан". Так "СНАТКА" исчезла с советских прилавков.

-5

>> FisH2O.ru : Учим разбираться в рыбе, не давать себя обманывать, выбирать и готовить! <<