«Всем попробовать пора бы, как вкусны и нежны крабы», - такими словами улыбающаяся девушка с рекламного плаката завлекала советских граждан попробовать крабовые консервы «CHATKA». Историю созданию этого бренда можно назвать маленькой русско-японской войной.
Как в СССР появилась крабоконсервная промышленность?
В 1905 году Российская Империя и Япония заключили Портсмутский мирный договор, согласно которому Российская империя уступила Японии «в вечное и полное владение» южную часть Сахалина и все прилегающие воды.
В 1920-х Япония начала активно осваивать консервную промышленность. Именно в то время приобрело популярность консервированное крабовое мясо. Поняв выгодность дела, советское правительство решило также начать развивать эту отрасль. Однако в СССР не было подходящих судов для развития крабоконсервной промышленности, поэтому советские власти обратились за помощью к Японии. Тогда Япония совершила несколько «стратегических» ошибок:
- Продала СССР судно для развертывания крабоконсервного завода
- Разрешила СССР нанимать японцев для работы на судне
Так появились советские консервы «KAMCHATKA».
Таким образом, Япония самостоятельно взрастила себе конкурента, который на время вытеснил её с арены мировой крабовой торговли.
Советские консервы были гораздо дешевле японских, и при этом не уступали по качеству. Поэтому именно они стали более предпочтительными для иностранного потребителя.
После 1929 года количество советских крабоконсервных судов начало расти, а японских, наоборот, уменьшаться.
С крабовым мясом в СССР происходило примерно то же, что сейчас с российской рыбой: львиная доля уходила на экспорт, а в стране оставалась лишь малая часть.
Как "KAMCHATKA" превратилась в "CHATKA"
Желая сэкономить на зарплатах, правительство отказалось от японских работников и наняло советских крестьян. Поскольку они плохо понимали процесс производства, качество крабового мясо начало ухудшаться. Говорят, что в консервах встречались куски панцирей, из-за которых люди ломали зубы и резали десна.
По одной из версий, именно в то время появилось новое название - "СНАТКА". Это было также связано с недостаточной подготовкой советских работников. При печати этикеток произошла ошибка, и название "KAMCHATKA" не умещалось на консервных банках. Не понимая иностранных букв и смысл названия, работники просто отрывали первый слог.
Также интересно, что жители СССР, конечно же, называли эти консервы "Снатка", а не "Чатка" по английски.
Из-за плохого качества продукции США, покупавшие советские консервы, отказались в дальнейшем их покупать. Однако потребитель нашёлся уже внутри страны. Рекламная кампания сделала своё дело, и советская крабовая отрасль была спасена.
В дальнейшем СССР вновь вступило в борьбу за возвращение на мировой рынок, и вскоре это удалось. Хоть по качеству «CHATKA» уступала японским консервам, ее цена все равно оставалась вне конкуренции. Поэтому отечественное крабовое мясо пользовалось спросом за рубежом.
Продажи Снатки в России сегодня
Поскольку промышленная добыча крабов в то время никак не регулировалась, это сказалось на их популяции. По этой причине вскоре крабовое мясо стало дефицитным продуктом. Если до 1960-х консервы "CHATKA" можно было легко найти в продаже, то уже к 70-м крабовое мясо нельзя было купить даже в сети магазинов "Океан". Так "СНАТКА" исчезла с советских прилавков.
>> FisH2O.ru : Учим разбираться в рыбе, не давать себя обманывать, выбирать и готовить! <<