Найти тему
Алексей Коновалов

Украинский историк о совместной истории России и Украины. Часть вторая.

Михаил Александрович Максимович (1804—1873), украинский и русский филолог, фольклорист, историк, поэт, ботаник, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, декан историко-филологического факультета и первый ректор Императорского Киевского университета святого Владимира.
Михаил Александрович Максимович (1804—1873), украинский и русский филолог, фольклорист, историк, поэт, ботаник, член-корреспондент Санкт-Петербургской академии наук, декан историко-филологического факультета и первый ректор Императорского Киевского университета святого Владимира.

Здравствуйте. С вами диванный исследователь истории по интернету Алексей Коновалов.

Моё отношение к националистам двояко. Вроде бы, эти люди заботятся о самобытности и независимости своего народа, но почему-то, когда слышишь это слово, чудятся пожары и погромы людей другой национальности, обычно евреев. Украинские националисты отличаются от националистов всего остального мира. Главные враги украинских националистов—их древние соотечественники, русские, а лучшие друзья их—англосаксы, извечные враги славян.

Между тем, в XIX веке, историк родом из Малороссии, собиратель народного украинского фольклора, очень любящий свою отчизну, считал, тем не менее, себя россиянином, и говорил, что истории России и Украины неразрывно связаны между собой. И ещё заранее прошу прощения за частое упоминание в тексте Православной Христовой веры, дело в том, что в то время в России было крайне мало атеистов, и совсем не было неоязычников. Остальные части можно прочитать, перейдя по ссылке:

Часть первая.

"Самое цветущее состояние Киева было от святого Владимира l-го до кончины Владимира ll-го Мономаха.
В эти великие времена Русской жизни в Киеве процвело наше Православие и совершило собою внутреннее преобразование Русскаго духа и положило начало внутренняго единства Руси, первое начало ея грядущаго величия. Совершающееся в нем преобразование духа и жизни Русской Киев распространил и на другие части России—на Новгород и Полоцк, на Суздаль и Галич; все они созидались по его образцу; для всех их Киев был рассадником и Веры, и законов, и грамоты; и языка книжнаго; от него заимствовали они и Князей своих и служителей Церкви, от него восприяли они и кровь, и имя, и дух русский."

Но по мере развития новой жизни на Руси, на ней постепенно стал господствовать удельный способ правления. Между потомками князя Владимира делятся владения Руси, как родовое наследие, и начинается разновластие и войны между удельными князьями. Владимир Мономах мирил князей и укрепил за собой престол Киевский, но он был последним единовластником древней Руси, а с ним и кончилось и державное величие Киева.

Удельные княжества.
Удельные княжества.
"Период Уделов России было веком рыцарства ея, в котором столько же мрачного и кровавого, сколько светлого и живоносного. Любовь к Русской Земле и ея славе сильно развился в первые века нашего Христианства; ратный дух усилился враждою на поганых и возвысился понятием чести, " Искать себе чести, а Князю славы"—было девизом Русского воина. "Лучше быть изрублену, чем быть полонену"—взывали Удельные Князья к своим дружинам; "Брань славна лучше мира студна"—говорили самые иноки-летописатели."

Друзья, здесь мы с вами наблюдаем, как уроженец Малороссии, по-теперешнему украинец, гордится своей русской историей

И вот Киев, по словам Михаила Александровича Максимо́вича, рассеяв русскую силу, по всем участкам русской земли, сам остался Великим только по названию. Но это имя звучит славой прадедов, и престол Киевский манит многих русских князей.

Но вот уже и имени Великого Княжества не осталось за Киевом, на северо-востоке Руси оно отдано Суздалю, на русском юго-западе—Галичу. Но и в это время Киев был дорог для народа своим церковным величием. Он был главою Русского Православия, под властью своего Митрополита Всея Руси. Однако с пришествием татар пало и церковное великолепие древнего Киева, тогда он "из багряницы облёкся во вретище".

"Внук Чингизханов Мангу, посланный Батыем осмотреть Киев, был поражён, увидев из-за Днепра великолепие, которым сияли высоты его, и предложил ему покориться Батыю. Но князь Михаил с презрением отверг гордыню сильного, побил послов татарских и удалился в Венгрию. Киевляне с боярином Димитрием отчаянно защищались, когда нагрянули чёрные тучи Батыевы; с бою выдали они Киев, и великий город разрушен был до основания, и храбрые Русичи погибли со своим Митрополитом под саблями поганых (1240)."

Немного что осталось от древнего Киева: гробница Ярослава в Софийском соборе, развалины его Золотых врат, да юго-западный придел Десятинной церкви. От святой обители Печерской остались одни нетленные останки русских праведников, да малый придел церкви, куда на протяжный звон благовеста сходились к церковному служению благочестивые иноки, укрывшиеся в окрестных лесах.

"Вот что осталось в великом Киеве от древней жизни его! И когда Михаил, напрасно искавший помощи у Князей, воротился из Венгрии, тогда престолом ему был Днепровский остров пред развалинами Киева, и он принял мученический венец в Орде, спасая уже только Православие своей души. "Христианин есмь"—было последнее слово последняго князя Киевского и Черниговского. В этом слове заключается всё значение древняго Киева в общей жизни России."

На этом пока всё на сегодня, дорогие друзья. Напоминаю, что цитаты для этой статьи взяты из выступления профессора Михаила Александровича Максимо́вича на торжественном собрании в Киевском Императорском Университете Святого Владимира 2 (16) октября 1837 года. Вряд ли кто в теперишнем Киеве выступает в университетах, говоря о значении Киева в жизни России. Хотя...что мы с вами всем обязаны Киеву, наверное, говорят. Максимович же говорил, что история Киева неразрывно связана с историей России.

До свидания, дорогие друзья. Встретимся снова на канале. Продолжение следует.