О спектакле "Пугачев" и роли Высоцкого в нем на канале уже была статья -> "Есенин - Пугачёв - Таганка". Хочу повторить из неё маленький фрагмент:
Стихия есенинского стиха была родственна стихии поэта Высоцкого. Разработка текста - до нюансов психоаналитики. Володе не надо было искать манеру чтения - он просто жил этим ритмом, и его органика могла даже пугать: а вдруг убьёт кого-нибудь на сцене? Сцена прихода Хлопуши к Пугачёву имеет три волны. Первая и вторая, с нарастанием шторма, завершаются дважды рефреном: "Проведите, проведите меня к нему! Я хочу видеть этого человека!" А потом Высоцкий-Хлопуша уже не будет хвататься за цепь, как при первой попытке прорваться к Пугачёву, а бросится грудью на неё и протянет руки к атаману. А я слышу озвучание пластики Хлопуши строчкой из поэта Высоцкого: "Рвусь из сил и из всех сухожилий..."
Смехов В.Б. Здравствуй, однако...: воспоминания о Владимире Высоцком (М, 2018)
А мне здесь видится еще и это: Нет, ребята, всё не так. Всё не так, ребята!
Как отмечают исследователи, из эпизодической роли с одним монологом Владимир Высоцкий умудрился сделать едва ли не кульминацию спектакля. Как сам Есенин жил своей поэмой, вложив в своего Пугачёва свою душу, так и Высоцкий полностью погрузился в поэтический мир есенинской поэмы и есенинского же прочтения: "пытаюсь всё-таки не утерять вот этого есенинского напора". В монологе Хлопуши звучит и отчаяние, и неистовое желание чуда - вот человек, что даст нам новую жизнь. И Высоцкий играл это отчаяние, доведенное до апофеоза, просто страшно становилось за этого неистово бьющегося в цепях человека, который вдруг уверовал в "мужицкого царя" как в бога... Рано или поздно это должно было вылиться в свои собственные стихи.
Премьера спектакля "Пугачёв" состоялась 17 ноября 1967 года. А уже в декабре, по свидетельству Л. Абрамовой, была написана песня "В сон мне - жёлтые огни", буквально вся пронизанная образами из спектакля: тут и плаха с топорами, и дорога, вдоль которой "всё не так", и герой, который эту дорогу преодолевает.
"Вся эта песня пронизана перекличкой с есенинскими образами из спектакля, и вся тема... - даже не отчаянья. Отчаянье - это, скажем, стихи про ямщика. А "Цыганочка" - это активность, это борьба с отчаяньем. Страшное, трагическое преодоление, как и тот момент в "Пугачеве", когда Хлопуша бросается на эти цепи - это такой же напор: "Проведите, проведите меня туда, где станет лучше!" Мне кажется, что ни оценить по-настоящему, ни понять эту песню вне "Пугачева" нельзя. А ведь многое в спектакле Володе не нравилось, но именно потому, что он врос в него, он кровь в него пролил. В "Цыганочке" очень много образов из спектакля: и "плаха с топорами", и сама тема дороги - там этот подиум, эта дорога сверху вниз: на цепи, на плаху... А не нравилась ему в спектакле историческая карикатура, которая казалась Володе не одной группы крови с трагедией. Ему казалось, что они с Колей Губенко играют трагедию - собственную! Хотя, казалось бы, какое у них тогда трагическое одиночество? И все же в спектакле они играли страшное предчувствие одиночества...". (Из воспоминаний Людмилы Абрамовой).
В сон мне — жёлтые огни,
И хриплю во сне я:
«Повремени, повремени —
Утро мудренее!»
Но и утром всё не так,
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьёшь с похмелья.
В кабаках — зелёный штоф,
Белые салфетки, —
Рай для нищих и шутов,
Мне ж — как птице в клетке.
В церкви — смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан...
Нет, и в церкви всё не так,
Всё не так, как надо!
Я — на гору впопыхах,
Чтоб чего не вышло.
А на горе стоит ольха,
А под горою — вишня.
Хоть бы склон увить плющом —
Мне б и то отрада…
Хоть бы что-нибудь ещё —
Всё не так, как надо!
Я тогда по полю вдоль реки:
Света — тьма, нет Бога!
А в чистом поле — васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги — лес густой
С бабами-ягами,
А в конце дороги той —
Плаха с топорами.
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно —
Вдоль дороги всё не так,
А в конце — подавно.
И ни церковь, ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята...
Варианты, черновики здесь.
Хотя, скорее всего, прав С. Жильцов, полагающий, что песня родилась еще осенью, во время работы над ролью Хлопуши.
Ну вот, а эта песня такая полушутка. Называется "В сон мне - желтые огни". Это вариации на цыганские темы, что ли так. Мелодия знакомая, а текст, я думаю, не особенно. Потому что это я его написал, вот поэтому. Ну, поехали. (София, первая студия болгарского национального радио (БНР),
запись для диска "Автопортрет", 23.09.75)
Но почему же "Цыганочка", "Моя цыганская"? Здесь, наверное, сошлись несколько моментов. Во-первых, увлечение автора цыганской музыкой.
"Володя очень любил и понимал цыганское искусство. Любить - это значит чувствовать музыку нашу. Он её очень хорошо чувствовал. И просил нас петь ещё и ещё." Певица Рада Волшанинова (из интервью М.Цыбульскому)
Во-вторых, хорошее знание автором городских романсов, в том числе и "псевдоцыганских" - пел он и "Очи черные", "Скатерть белая залита вином" (вернее, гибрид этих двух романсов), и "Поговори хоть ты со мной". Именно из романса "Цыганская венгерка" перекочевал в "Цыганочку" Высоцкого рефрен "Эх раз, да еще раз...", мелодия, да и весь цыганский колорит.
И еще одно свидетельство. Вспоминает Анатолий Борисов (ассистент звукооператора фильма "Опасные гастроли"):
М.Ц. – Юнгвальд-Хилькевич говорил, что и "Моя цыганская" ("В сон мне – жёлтые огни...") тоже планировалась в этот фильм и не вошла, но деталей я не знаю...
А.Б. – Вы знаете, эта песня, можно сказать, рождалась у меня на глазах. Это ещё в Санжейке было, на съёмках "Особого мнения" [лето-осень 1967]. Я тогда его впервые увидел – какая-то одежда на нём типа рыбацкой была, сапоги... Сам чуть пьяненький ходил он с гитарой по обрыву и напевал "Цыганочку". Как я понял потом, он отрабатывал эту песню. Потому что к нему все кидались – "Володя, спой!" На том фильме работало много людей, знавших его и по "Вертикали", и просто по контактам на Одесской студии.
И он пел. Я хорошо помню, что он пел такую песню:
"Если вас ударят в глаз –
Вы, конечно, вскрикните,
Раз ударят, два ударят,
А потом привыкните".
То есть, это песня на мотив "Цыганочки". Как мне кажется, его собственная "Цыганочка" у него в голове тогда всё время крутилась и была уже где-то на подходе.
В тот период он пел эту "Цыганочку" постоянно, это была его программная песня на тот момент. Как где-то какая-то пауза – Володя поёт "Цыганочку", так что я слышал её в его исполнении десятки раз.
Ну и какой же русский [барин] не любит цыган, в конце концов?
То ли выстонать без слов,
А может — под гитару?..
Лучше — в сани рысаков
И уехать к «Яру»!
Осталось добавить, что фрагмент песни вошёл в пьесу А.Штейна «Последний парад» и в одноименный спектакль московского театра Сатиры.
Варианты названия: «Всё не так», «В сон мне — жёлтые огни», «Моя цыганочка», «Цыганочка», «Всё не так, ребята, или Вариации на цыганские темы».
Спасибо, что прочитали. Если вам понравилась статья, познакомьтесь с другими материалами канала: Каталог статей "Стихии Высоцкого" . Лайки, подписка и комментарии тоже лишними не будут. Дзен требует активности подписчиков. C'est la vie.