Найти в Дзене

"Ошибка инженера Кочина", или Под отеческим взглядом товарища Сталина

Любовь Орлова в роли шпионки, добывающей сведения для неназванной страны, враждебной СССР? Легко! Смотрите фильм 1939-го года "Ошибка инженера Кочина". Кстати, его сюжет очень много говорит о той эпохе, когда он был снят. Тут и мудрый офицер Госбезопасности, и его молодой, но бдительный товарищ, и шпион иностранной державы, и глубоко законспирированный резидент, и директор-вредитель... Этого набора хватило бы для того, чтобы фильм стал эдаким лубком, полным штампов. Что удивительно, он им не стал. Почему?

Как мне кажется, потому, что там сыграли потрясающие актеры. Начинается эта лента с проникновенного монолога человека, потерявшего еще до революции всю свою семью. И только к середине фильма зритель понимает, что все это только игра, что на самом деле этот человек - резидент иностранной разведки. Но как это было сыграно! И неудивительно, ибо П. И. Леонтьев, лауреат Сталинской премии, школу-студию МХАТ закончил еще в 1905 году и потому играл как в МХТе под руководством Станиславского, так и в Малом театре. Старая школа как она есть.

Галкин (П. Леонтьев).
Галкин (П. Леонтьев).

История о том, как авиаконструктор Кочин, разрабатывая очередной военный самолет, проявил неосторожность, в результате которой к шпионам попали важные чертежи, разворачивается неспешно, спокойно, по-домашнему. Создается такое впечатление, что почти все его герои - это члены большой дружной семьи, недаром в конце фильма сотрудник Госбезопасности Ларцев говорит о том, что шпионов поймали именно потому, что советские люди были настороже и проявили инициативу. Даже героиня Орловой Ксения Лебедева, совершившая оплошность и согласившаяся работать на разведку чужой страны, раскаивается и говорит: "Я изменила не вам, в своей стране, и пусть она покарает меня!".

Ксения (Л. Орлова).
Ксения (Л. Орлова).

Очень аккуратно режиссер А. Мачерет (кстати, он вместе с Ю. Олешей писали сценарий фильма) подводит зрителей к мысли что, если страна что-то дала человеку, то он просто обязан отплатить ей добром. Вот, к примеру, маленький человек, еврей-портной Абрам Гуревич. Какое ему дело до клочка бумаги, выпавшего из кармана его клиента? Но он на ночь глядя несет его в комитет Госбезопасности, потому что чувствует ответственность. А его супруга Ида всячески поддерживает мужа в этом деле и только требует, чтоб он надел галоши. И только к концу фильм мы узнаем еще одну деталь. Их сын - полковник Красной Армии. Понимаете, ребенок местечкового еврея стал офицером! Полковником! И теперь Гуревич помогает, как может, той власти, при которой это стало возможно.

Ида (Ф. Раневская) и Лавренко (С. Никонов).
Ида (Ф. Раневская) и Лавренко (С. Никонов).

Посмотрите, как выглядят сотрудники госбезопасности. Да они же просто отцы и братья народа! В их облике нет ничего жесткого или жестокого. И со стены на них по-отечески смотрит товарищ Сталин.

Лавренко (С. Никонов)  и Ларцев (М. Жаров).
Лавренко (С. Никонов) и Ларцев (М. Жаров).

А вот явный враг, и его сразу можно узнать. Настороженный взгляд исподлобья, напряженное лицо модная кепка, хорошо сшитый костюм. Это не наш человек, это - чужак.

Тривош (Б. Свобода).
Тривош (Б. Свобода).

Заканчивается эта лента тоже очень показательно. Не поимкой шпиона, не триумфом Госбезопасности, не награждением героев, нет. Сценой на охоте, когда во времена золотой осени, через несколько месяцев после основных событий фильма встречаются Ларцев, Лавренко и Кочин. Как, Кочин? Он не в лагере? Его не посадили за халатность? Вовсе нет. Разве что немного пожурили, но - и только. Потому что советские люди - это одна большая семья, а в семье принято помогать друг другу и прощать ошибки. И если товарищ Сталин - это отец народа, то гэбисты - старшие братья советских людей, трогательно их опекающие.

Ларцев и Кочин (Н. Дорохин).
Ларцев и Кочин (Н. Дорохин).

Крайне интересный фильм именно тем, что хотели показать и сказать его создатели!