Очень простое знание: чтобы ребёнок полюбил уроки или занятия, вы, учитель-родить-педагог, должны любить эти самые занятие. Испытывать радость и дикий восторг от взаимодействия с ребёнком, от тех игр, в которые с ним играете, тех упражнений, которые выполняет ребёнок, тех текстов, которые он читает.
Очевидно?
О да.
А как это сделать?
Хороший вопрос.
Когда у нас только начались занятия и длились они в общей сложности минут пятнадцать, а нервов забирали вагон и маленькую тележку, ни о какой любви ни с моей стороны ни с Гришиной быть по отношению к ним не могло.
Грише они причиняли много страданий, заставляли совершать действия, которые давались ему с нечеловеческим трудом: спокойно себя вести, сидеть на стуле по требованию, концентрироваться и так далее. Это всё неподъёмные для него задачи были на тот момент.
И вот это вот любить надо? Да?
Ага.
А я вообще всё это люто ненавидела, потому что мой ребёнок орал, дрался, рыдал, избивал меня. И ему было плохо, я это видела. И от этого было очень плохо мне.
Это сейчас можно с мудрой улыбкой пробубнить, что всё это было не зря. Потому что этому есть доказательства в виде адекватного заговорившего в десять лет мальчика. Когда никакой надежды на речь уже не было. На адекватность впрочем тоже.
А тогда…
Так как же полюбить занятия в период, когда они так сложно даются?
Полюбить их нужно искусственно. Потому что честно и всей душой только очень больные люди могут полюбить то, что причиняет боль.
А как полюбить искусственно?
А вот так.
Обсуждаете вы с ребёнком расписание на завтра. Подобрались к пункту -уроки-, и с диким восторгом радостно называйте это слово. Уроки!!! У нас завтра будут уроки, ура!!! А что мы будем делать на уроках!!! Математику? А ты любишь математику? Я очень люблю математику! А чтение ты любишь? Я очень люблю!!! И так далее.
В жизни, не связанной с уроками, обязательно обсуждайте уроки, рассказывайте при ребёнке всем родственникам (не равнодушным к его судьбе) о том, какие успехи (не важно какие) он делает. С восторгом и предвкушением озвученным словами ждите это событие. Всегда кричите -Ура! Уроки! Я люблю уроки с Гришей-Васей-Аней!!!!-
Абсолютно все его каракули и плюшки из пластилина вешайте на стены, расставляйте по квартире. И каждый удобный момент говорите: это Вася сделал, Вася молодец. Втюхайте какой-нибудь рисунок папе на рабочий стол, если таковой имеется. И когда ребёнок будет проходить мимо, папа сможет завести с ним беседу о рисунке, похвалить его.
Думаю, уже понятно что я имею ввиду.
А если нет, то эти действия, которые вы будите совершать, позволят вплести идею занятий во всю жизнь ребёнка. А не один раз в день что-то меня там заставляют делать ужасно неприятное, называют уроками, а потом отпускают и забывают до следующего дня. Нет. Ребёнок должен понять, что то, что он делает на занятиях, очень важно. Для всех. Для мамы, папы, бабушки, соседки.
И постепенно, очень не сразу (год у нас на это ушёл), этот энтузиазм так или иначе перейдёт к ребёнку. Если вы, конечно, правильно организовываете занятия и не мучаете его там непосильными задачами.
И вы увидите, что рисуя картинку на уроке, ребёнок захочет показать её папе. Аутист захочет показать картинку папе и посмотреть на его реакцию!!! Но перед этим полтора года после каждой такой картинки надо радоваться ярко и звать папу, чтобы он посмотрел и тоже очень ярко порадовался.
Я например, сейчас не участвую в уроках рисования, это делает папа. Но каждый раз, когда урок заканчивается, я прихожу в комнату, смотрю на картинку и как попугай говорю: Ой, какие красивые рисунки!!! А кто это нарисовал?! Гриша отвечает: - Я. И я продолжаю: - Какой красивый рисунок, какой ты молодец, Гриша.
И всё в том же духе.
Так же, несколько месяцев назад Гриша начал выдавать следующее: - У меня есть еда, вода и мультики.
- А как же уроки? - спрашиваю я.
Гриша подумал и добавил: - И уроки.
Ещё подумал и добавил: - И работа.
Так он называет свою деятельность по созданию книг.
И с тех пор периодически я от него слышу радостное: - У меня есть еда, вода, мультики, уроки и работа!
Очевидно, что это искусственное вплетение уроков в его изначальную картину мира.
Но, как видите, они вплелись, и заняли, может и навязанное, но место среди того, что он, действительно, любит.
Кому-то всё описанное выше может показаться лицемерием. А как же свобода выбора ребёнка?
На что я отвечу: свобода выбора — это отлично. Но не в случае, когда от уроков-занятий буквально зависит жизнь ребёнка. Пусть выбирают те, кто может себе позволить выбирать отношение к урокам. Любить их или нет.
Аутист - очень честный человек. Он в принципе с трудом хитрит, врёт. Всё, что он делает, он делает абсолютно честно. И не делает он так же честно, нет никакого второго дна. Притворюсь, что не могу, и от меня отстанут. Нет, Гриша, например, не притворяется. Он делает, пока не закончит, если, конечно, задача хоть немного посильная. Пример: ему очень тяжело читать вслух. Очень. На последнем уроке с учительницей он очевидно устал на чтении. Заплетался язык (потому что чтение для Гриши - это прежде всего речь, правильное выстраивание во рту артикуляционных позиций, а это самое слабое звено у него). И я предложила ему закончить. Но нет, в расписании ещё две страницы. Он должен их прочесть. И он дочитал. Вот кто такой аутист. Предельно честный и ответственный человек.
Так вот. Если он всё-таки заразился нашими восторгами по поводу уроков, значит, он сделал это искренне.
А это, в свою очередь, очень сильно упростило прежде всего его жизнь.
Потому что на много проще бежать делать уроки с восторгом, даже если они сложные, чем в ужасе прятаться от них в туалете.
Итак:
Хотите, чтобы ваш ребёнок полюбил уроки,
сделайте это в начале и прежде всего ВЫ.
П.С. Я отлично понимаю, что это очень сложно. И что, вероятнее всего, вам это удастся не сразу. И вы будите рыдать в подушку по ночам и жаловаться близким, что это невозможно. Невозможно его ничему научить, он вообще ничего не соображает. И вы не знаете, что делать. И ничего не помогает, и читать не может, и не понятно, как научить его писать.
Я всё это понимаю, я там была, всё это пережила.
И повторюсь, невозможно любить то, что не получается или приносит боль. Но надо понимать, что вся вот эта -любовь- по отношению к урокам — это как прописи, как чтение — это часть обучения.
Позитивное отношение к урокам — это не следствие того, что уроки нравятся.
Это отдельный навык, который можно приобрести.
Гриша, не говорящий в 9 лет, не умеющий учиться, выполнять инструкции, сидеть пять минут на месте, мальчик, тому доказательство.
Удачи и терпения вам!
Самое главное!