Центральную часть Звенигорода, расположенную на большой высоте, окруженную глубокими и крутыми оврагами, а с одной стороны — Москвой-рекой, всегда называли Городком. Странное «уменьшительное» наименование (не город, а городок) было связано, видимо, с тем, что площадь вершины холма, на которой он располагался, была небольшой. Здесь никогда не могло бы разместиться достаточно много построек, чтобы можно было величать поселение Городом.
Эта «двойственность» (удобство, защищенность и одновременно — малая площадь) стала роковой для развития здешнего центра жизни, из-за этого главная часть Звенигорода никак не превращалась в гигантский торговый и людской центр. Но это легко можно было сделать в его окрестностях, на посадах. А неприступность крепости, ее ключевое положение над окружающим пространством, возможность наблюдения за горизонтом на многие километры сделали здешние холмы чуть ли не главным форпостом Северо-Восточной Руси на пути между Востоком и Западом.
На месте первого поселения Звенигорода остался только огромный пустырь, с четырех сторон окруженный валами с соснами. А было там два земляных вала 8 метров в высоту. Внешняя сторона состояла из глины и шла под углом в 70 градусов. Стоило только выплеснуть на этот вал воду, и вал сразу становился неприступным — так как враги просто не могли забираться по скользкой поверхности. По гребню вала высились мощные деревянные стены с башнями (остатки двух дубовых башен обнаружены археологами) и бойницами.
Там, где насыпи нет, стояли постройки: белокаменный Успенский собор и золотоверхий терем-дворец, который создали почти в тот же год, что и собор (не сохранился). Рядом с Успенским собором в 1893 году была выстроена небольшая деревянная Богоявленская церковь в псевдорусском стиле для богослужений в зимнее время. Она сгорела в 1920-х. В настоящее время на её месте построен новый небольшой кирпичный храм.
Строительство Юрием дворца в Кремле начинается почти сразу после получения удела по наследству, в начале 1390-х. Тогда у князя еще не было серьезных средств. Наследство от отца он получил в основном в виде недвижимости, а не в виде реальных «мешков с деньгами». Доказывает это и тот факт, что дворец заложен был деревянным, то есть — более дешевым, «экономичным». И до 1395 года — до момента похода на булгар, - дворец, вернее всего, был уже построен. Иначе бы его после победы возводили в камне. А теперь — не было смысла перестраивать уже сделанное. Как и в случае со стенами — укреплениями вокруг Кремля, их тоже тогда успели уже сотворить из дерева.
«Деревянность» дворца и крепостных стен их и погубила. Сжечь такие постройки до основания первым же набегом любого сильного неприятеля (а войн будет еще предостаточно) — дело обычное. Что позднее и произошло.
Предыдущие статьи по теме: "Как читать завещания", "Княжеский сын Василий и хан Тохтамыш у литовского князя", "Почему Тамерлан не разорил Москву. Новая версия", "Звенигород - от слов "свиной город?", "Звенигород московский"
Я вообще люблю путешествовать. Здесь можно найти статьи об Алтае, Тибете, Аркаиме, а здесь - о Переславле-Залесском