40 процентов людей на планете Земля систематически играют в компьютерные игры. Таковы данные крупного международного исследования аналитической фирмы DFC Intelligence. В реальных цифрах это 3,1 миллиарда человек. И это яркое свидетельство того, что человечество уже балансирует на грани перехода в виртуальность, – считает Анзор Сабанов.
Успешный игроман
Лет 15 назад, также осенью, я утешал своего знакомого, которого вторая половина выгнала из дома. Всё как положено в таких случаях: крики, вопли, ворох вещей с балкона – романтичная, в общем, была девушка. Но суть не в этом. Причиной скоропалительного разрыва стали компьютерные игры, которые мой приятель просто обожал. И всё свободное время посвящал именно им, жертвуя в том числе и продвижением по работе. Девушка же видела его успешным, респектабельным сотрудником офиса и считала, что именно игры препятствуют его развитию.
Сегодня, спустя много лет, он действительно респектабельный сотрудник офиса, не нашего – питерского. У него трое детей, жена, огромная квартира, домик на Черном море… Всё у него прекрасно. И да, он по-прежнему часами не вылезает из виртуальных миров. Имеет массу псевдонимов на разных игровых форумах и даже небольшой список личных онлайн-врагов.
А что с девушкой? Не знаю. Думаю, тоже всё неплохо. Суть ведь не в том, чтобы показать вам, что компьютерные игры способствуют успешной жизни. Отнюдь нет. Суть в том, что они не мешают. Ничему не мешают – ни отношениям, ни работе, ни спорту. Тут всё зависит от человека. От того, насколько хорошо он расставляет приоритеты.
Могла ли та самая вторая половина, как, собственно, и мы с приятелем, поверить в то, что однажды более трех миллиардов землян станут геймерами. Нет – не могли. Но так произошло. И думаю, в ближайшие лет 10 эта цифра вырастет еще на порядок.
Миры, похожие на сон
Секрет популярности игр прост. Они, по большому счету, идут по пути проторенному однажды книгами. И первые, и вторые помогают отвлечь-ся от обыденности. Погрузиться в миры, где ты не обычный клерк, дворник или продавец. Нет. Ты мрачный Рыцарь Смерти, шествующий тропами Хаоса, или прекрасная искательница приключений, сражающаяся в далекой Сибири с последователями древнего ордена. Ты можешь всё: сесть за руль гоночного болида, выйти на поле в финале футбольной Лиги чемпионов, отправиться за миллионы парсеков от Земли, чтобы принести мир в далекую галактику.
И всё это очень и очень красиво: прекрасная графика воплощает в жизнь удивительные фантазии гейм-дизайнеров. Будь то пейзажи средневековой Японии, развалины эльфийских городов или постапокалиптические пустоши, образовавшиеся в результате ядерных ударов. С вами рядом – такие же герои, как и вы, любовно созданные в лабораториях игровых корпораций. Они беседуют с вами, имеют свои истории, свои секреты, которые всегда можно выведать и отправиться в новое приключение. Да что там, с половиной из них можно завести роман и даже переспать. А в случае ММОRPG, ты и вовсе общаешься с живыми людьми, которые как и ты, под маской, странствуют, совершая подвиг за подвигом.
Разработчики в принципе сделали огромный шаг вперед. Еще 10 лет назад слишком многое в играх напоминало о том, что перед тобой выдуманная вселенная. Сегодня это чувство возникает всё реже. Что будет еще через какое-то время, сложно себе представить.
И что самое главное, в случае поражения ты не умрешь. Всегда есть сейв-файл, загрузив который можно продолжить начатое. И так до конца, пока не падет последний враг, пока не будет пересечена линия финиша, пока не засияет в твоих руках кубок победителя.
Это действительно сродни книгам. И неслучайно именно в книгах появилось первое подобие виртуальности – книги-игры. Они печатались и издавались в том числе и в России в начале 90-х. Вооружаешься листком бумаги, карандашом, ластиком, костями – и вперед. Параллельно развивалась вселенная Dungeon and dragons (Подземелья и драконы) – это опять же ролевая игра, регулируемая книгами и фантазией игроков.
А сегодня книги обозначают дальнейшее развитие индустрии игр. Крайне популярный сейчас фантастический жанр ЛитRPG прямым текстом заявляет о том, чего хотят сегодня геймеры, – капсулах с полным погружением. Чтобы прилечь после работы, а очнуться уже в прекрасном мире, к примеру меча и магии. И корпорации всё это слышат, они уже работают над объединением человеческого мозга и компьютерного пространства. И это, кажется, только вопрос одного научного прорыва, что по нынешним меркам занимает не так уж и много времени.
И так же, как это происходит периодически с книгами, игры вызывают порой пресыщение. Надоедают, проще говоря. Но рано или поздно к ним возвращаются.
Страхи и опасения
Чем чревато увлечение играми? По большому счету ничем. Да, мы слышали много историй о том, как люди сходят с ума, проведя за компьютером десятки часов без перерыва, что оборачивается в том числе и преступлениями. Но будем справедливы: в нашем мире для того, чтобы сойти с ума, играть в игры необязательно. Столько грязи и проблем, сколько человек подкидывает своим ближним, нет ни в одной из игр. Психическое здоровье человека – это слишком сложная вещь, чтобы объяснять ее поломку каким-то одним фактором.
Есть еще один момент, о котором часто спорят. Игры, по мнению их противников, заставляют человека забыть о реальности. Он пропускает встречи, забывает про учебу, работу, близких. Но, вспоминая пример моего друга, делаю вывод, что умение распланировать свой день никак не зависит от игр. И до их появления в обществе хватало непунктуальных людей, лентяев, как хватало и увлечений, способных затмить собой весь окружающий мир.
Впрочем, это мое мнение. Я сам играю, жена играет, дети. И ничего – живем, радуемся. Игры помогают нам скоротать досуг или узнать что-то новое. А когда надоедает – с удовольствием беремся за книжки или гуляем. Болеем ли мы игроманией? В какой-то степени да. Но я точно знаю, что это болезнь сделала меня немного счастливее в сложные моменты жизни, а также предоставила возможность отвлечься от того, что творится в этом мире и с чем, в связи с профессией, мне часто приходится сталкиваться.
Анзор САБАНОВ
Иллюстрации из открытых источников