Проблема чрезмерного использования смартфонов детьми в школах беспокоит всех, но реально в России никак не решается.
Всем ясны негативные стороны, о них много говорилось. Повторю коротко.
- Дети отвлекаются на уроках и мешают учителям и другим ученикам, если пользуются телефоном.
- На переменах, желательно двигаться и общаться, а они сидят, уткнувшись в сои гаджеты и играют, не развиваются социально, не общаются.
- Когда дети хвастаются своими новыми дорогими гаджетами создаётся ситуация неравенства, расслоения, культивируется зависть и идеалы потребительства. Производители навязывают нам и нашим детям идею о том, что каждый год мне нужен новый смартфон. У многих детей существует серьёзная зависимость от электронных гаджетов, с которой, по сути никто ни в школе ни дома не в состоянии справится.
Родители не хотят, чтобы дети играли, учителя не хочет, чтобы у детей были в школах телефоны. Существует закон об образовании, который предписывает ученикам соблюдать устав школы. В уставах большинства школ прописаны правила серьезных ограничений по пользованию телефонами. Каждый год приходят рекомендации Роспотребнадзора по поводу телефонов. В прошлом году, например, рекомендовали сдавать все телефоны при входе в школу. Однако, реально ситуация не меняется. В России как обычно «строгость закона компенсируется необязательностью его исполнения»
Давайте подумаем почему проблема не решается.
Во-первых, противостояние родителей. Родители хотят быть на постоянной связи с детьми. Когда им предлагают заменить смартфон на кнопочный телефон, многие считают, что это «не круто». То есть мы сами поддерживаем в детях это стремление похвастаться новыми игрушками перед одноклассниками.
Помню, у моего сына в младшей школе была традиция, ребёнку в классе дарили подарок как бы от класса, но все знали, что на самом деле, это родители купили. Многие родители приносили книги, развивающие игры, но одна мамаша принесла айфон, чтобы подарить от имени класса. Не важно, что айфон уже был подарен ребёнку родителями дома. Мой сын пришёл сильно удивлённый, просил меня объяснить, почему всем дарят игры и книги, а одному мальчику айфон. Что я могла ему сказать? Конечно, он тоже стал просить подарить айфон.
Еще одна причина, на мой взгляд, почему не работают ограничения по телефонам в том, что родители считают, что это ограничение свобод ребенка, ущемление его прав.
В этом вопросе мы продолжаем путать вседозволенность со свободой. Иммануил Кант писал, что человек может быть свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону, обязательному для всех.
Мои дети несколько лет учились в США. Американцы всегда гордятся своими свободами, но законы там достаточно строги и их соблюдение строго контролируется. Так вот, в этой "свободной" стране телефоны в школах не только запрещены, но там ещё стоят и глушилки. Пользоваться телефонами просто невозможно. Хочешь поговорить с мамой - выходи за пределы здания, связывайся через администратора. Надо заметить, что никто, даже русские дети там не возмущается по этому поводу. Так заведено для всех и значит тут и не поспоришь.
Хорошо ли это? Представьте на минуту, что ваши дети живут в ситуации, где соблюдаются законы, верят, что за нарушения закона последует наказание, знают, что, если сказано «нельзя» это «нельзя». Я думаю, многим спокойнее и надёжнее жить в такой среде. И, конечно, с верой в силу закона легче и свой бизнес организовать и свои права отстаивать, если нужно.
Еще одна причина почему дети в наших школах продолжают пользоваться телефонами, думаю, это отчасти, удобно школам. Есть телефон – ребенок всегда на связи с родителем, меньше ответственности для школы. Есть телефон – ребёнок спокойно сидит на перемене, не бегает, не болтается по улице, не шумит. То есть наличие смартфона только на словах не нравится школам, да и то, только на уроках. Фактически школы заинтересованы, чтобы дети все перемены играли в игры. Мы и сами давали малышам телефончики посмотреть мультики, чтобы заняться своими делами или, чтобы малыш не плакал.
Так что пока школы не вводят никаких реальных мер по ограничению пользованием телефонами, я лично считаю, что руководство школ живет с идеей, как бы облегчить себе жизнь, и иметь меньше проблем, а не помочь детям нормально развиваться, уменьшить степень зависимости хотя бы в стенах школы.
Так что же можно сделать?
Давайте объединяться и решать вместе эту задачу. Пишите ваши предложения и идеи.
Читайте мою статью о родительских собраниях, о других различиях российских и американских школ.