Смотрела выступления Барбары Оакли – о том, как научиться учится, потому что она профессор по обучению учению – вот ее курс на Курсере https://www.coursera.org/learn/learning-how-to-learn-youth
Выступление на английском, расшифровки нет, увы.
Для начала полюбуйтесь ее биографией. Ее отец, военный, переезжал по США, и к 10 классу Барбары семья сменило десятое место жительства. С математикой и другими точными науками был полный швах. Барбара любила филологию, но денег на обучение после школы не было. Барбара придумала ход конем – пошла в армию, где ее отправили учить русский. Не детализирует, как, но логику проследить можно. Слово за слово, довелось ей поработать на траулерах в Баренцевом море. Говорит, с тех пор свободно владеет русским нецензурным. Продвигаясь по работе и учебе, решила все-таки покорить и математику – выучить ее язык. Теперь Оукли – профессор в области инженерии, публикуется в научных изданиях, также специалист по обучению.
Итак, поехали:
Оукли выделяет два режима работы мозга (не по тому же принципу, что, скажем, Каннеман!) – сфокусированный и рассеянный. У мозга много разных режимов, даже когда мы спим, мозг переключается между несколькими режимами, и, когда мы бодрствуем, работа мозга тоже проходит по-разному. В режиме фокусировки мысль двигается по уже знакомому контуру, не выходя за пределы очерченной задачи. Для решения сложных, новых, неординарных, творческих задач подходит именно рассеянный режим (на самом деле их несколько, этих рассеянных режимов отдыха). Закиньте в голову задачу и отправляйтесь в душ, на прогулку или на тренировку. Тренировки – даже прогулки – помогают росту новых нейронных связей, а не наоборот, как думают многие родители. Чем больше «пустоты» в голове, тем проще мозгу соединить напрямую отдаленные точки, разнородные знания, идеи из разных областей. Самое ужасное, что можно сделать для решения очень сложной задачи – это на ней сконцентрироваться и не отвлекаться. Рассеянное мышление часто подсознательное, и без него не происходит обучение. Сложная задача не решится быстро, на нее нужно время.
Тут на память приходит прокрастинация: когда задача слишком сложная, от нее сразу хочется сбежать. Все очень логично: когда мы смотрим на что-то неприятное, у нас активируются болевые центры в мозге, те же самые, что и когда ударим молотком по пальцу. Но постоянно избегать работы тоже неправильно – быстро вырабатывается привычка спасаться бегством от любого напряжения.
Поэтому, если задача не творческая, и вообще преодолевать ее надо, работает помидорный метод – помните таймеры в виде помидора? Вот его тогда придумали. Берем таймер, ставим на 20 мин. Или 25, или 15, выбираем сами. Фокусируемся не на достижении цели, а на времени, посвященном этой задаче, не отвлекаемся. После помидора работы надо дать себе подкрепление – помидор приятного отдыха. Что вдвойне приятно, мозг все равно какое-то время продолжит работать над задачей. Это прекрасный метод для решение долгих нудных задач также. Фокусируемся не на задаче целиком, а только на коротком отрезке, и потом обязательно даем себе отдых. Этот режим переключения с фокусировки на расслабление прокачивает мозг как тренировки – мускулы.
Сон. Для обучения очень важен сон: во время сна мозг очищается от продуктов метаболизма клеток.
Нейроны не только погибают, но и появляются (не всех типов, а только в гиппокампе – но это лучше, чем ничего – и именно они необходимы для обучения). И этому росту нейронов способствует новый опыт и физическая активность, в том числе простые прогулки.
Многозадачность делает нас глупее, так как внимание рассеивается.
Повторенье – мать ученья: повторение укрепляет нейронные связи, доводит их до автоматизма, прокачивает как мышцы. Созданные новые нейронные связи легко разрушаются, если в них нет нужды, это как протаптывание тропинки: один раз прошел – следа не осталось, пару раз прошел – какое-то время будет след, потом исчезнет, сто раз прошел – след будет долгим, каждый день ходишь 10 лет подряд – захочешь скрыть следы, не сможешь. По сто раз делать одно и то же скучно – можно чередовать теорию с практикой, разные типы упражнений и т.п.
В рабочей памяти не так много ячеек – раньше считалось, что 7, теперь, что 4, и уже говорят, что может, вообще 1 или 2 – то есть переключать внимание в короткий промежуток времени можно только между несколькими мыслями-«ячейками». Удерживать в памяти больше можно за счет обобщений, категоризации. Как будто в голове 4 шкафчика под текущие события, но в каждом шкафчике – по несколько полочек, на каждой полочке несколько коробочек, а в каждой еще и отделения. Почему-то все содержимое всех отделений в голове сразу не держится, а вот если навести порядок и все разложить, то одновременно можно видеть, например, один шкафчик целиком, одну коробочку из другого шкафа, одну полочку из третьего и еще то, что в одном из отделений коробочки в четвертом…
При этом мозг умеет обобщать и дорисовывать недостающие элементы. И если мы знаем что-то о чем-то, мозг может провести параллель и найти аналогию. Это полезно, если речь идет о теории – зная закономерности одной науки мы можем прикладывать их к другой, и это может работать. Так, конечно, ни в коем случае нельзя делать с фактами.
Удивительные вещи происходят, когда незакостенелый мозг примеряет свой опыт из одной сферы жизни в другую, создавая новые идеи и шаблоны действия. Недостаток, слабость рабочей памяти как правило компенсируется креативностью – чем больше мыслей и идей влетают в «ячейки» рабочей памяти, даже если надолго там не задерживаются, тем больше шансов соединить что-то разрозненное.
«Скоростные» мозги пропускают важную информацию, детали и выводы, которые не пропускают мозги медленные.
В общем, у всех свои достоинства.
Синдром самозванца – чума нашей души, очень распространенная. Средство против нее – помнить, что чума, и что распространенная. То есть как только появляется мысль «я хуже, чем они обо мне думают», надо сразу сказать себе: ага, синдром самозванца, вот ты какой.
Чтобы лучше учить новое, Оакли рекомендует то, чему нас учили в советских школах:
1) привыкни себя проверять, проходи тесты,
2) вешай себе перед носом подсказки-напоминалки,
3) повторяй то, что учишь – делай упражнения или проговаривай мысленно,
4) переписывай или пересказывай основные идеи,
5) говори с другими о том, что пытаешься понять или выучить,
6) объясняй это так, чтобы было понятно ребенку, образно, с метафорами,
7) погружайся внутрь задачи, буквально, представляй себя внутри того, что обдумываешь.
То, что трудно, нельзя выучить быстро – это нормально. Нельзя выучить быстро восемь языков одновременно. Нельзя быстро освоить высшую математику или органическую химию. Нельзя, пользуясь методом скорочтения, пройти труды Ницше или Хайдеггера и понять, о чем это они.
И классическая метафора под конец: когда приходится учить то, чему сложно найти применение в повседневной жизни, стоит помнить, что в зале тягают железо тоже не для того, чтоб поднимать такие же грузы в реальной жизни, это просто тренировка мышц. И всякая сложная тригонометрия – тоже тренировка. Мозг прокачивается.
И как спортсмены, музыканты и многие-многие другие достигают результата тренировками, так только тренировками и повторением достигаются результаты и в других дисциплинах. На одном веселье и развлечениях далеко не уедешь. У студентов, привыкших к игровой форме, как только речь заходит о чуть более сложной теории, сразу падает интерес. А ведь, по каким-то исследованиям, чем меньше знаний по математике, тем больше риск неплатежей по ипотеке…
У Барбары Оукли 4 книги переведены на русский (https://www.litres.ru/author/barbara-oakli/), и хотя я пока не прочитала не одной, но все купила не сомневаюсь, что там много ценного. Кто читал – расскажите)
Вот ее выступления https://www.youtube.com/watch?v=vd2dtkMINIw, https://www.youtube.com/watch?v=O96fE1E-rf8