Найти тему
Ольга Зимихина

«Психология бизнеса и SWOT анализ»: как понять свои сильные стороны, и не перепутать их со слабыми

Каждому образованному человеку рано или поздно приходится делать маркетинг жизненной стратегии: чем заниматься, на что обращать внимание? И это касается не только работы, но и отношений, и самореализации. Об этом поговорим далее.

Написать статью на эту тему меня вдохновил разговор с Екатериной Дворниковой – ментором и основателем клуба «ПРО БИЗНЕС УНИКАЛЬНОСТЬ».

Время перемен требует креативного подхода, умения находить новые решения в непредсказуемой обстановке.

И тут нам на помощь может прийти философский инструмент — SWOT анализ. Но данные для него «нужно уметь готовить».

SWOT анализ – не только экономический инструмент, его можно применить к любой ситуации, где нужно принять решение, которое сразу не вырисовывается. Обычно его проводят для анализа деятельности организации.

SWOT анализ - инструмент  для организаций
SWOT анализ - инструмент для организаций

Но можно ведь SWOT анализ применить к возможностям собственника бизнеса, любого человека, с точки зрения психологии.

Сильные стороны – личные качества, определяющие мое превосходство.
Слабые стороны – невыгодное положение по сравнению с другими.
Возможности – элементы среды, которые я могу использовать как ресурс, в свою пользу.
Риски и проблемы – элементы среды, которые могут вызвать у меня проблемы.

То есть:
сильные и слабые стороны
– внутренние характеристики – это про людей и бизнес;
возможности и угрозы
– внешние факторы – это про рынок и связи.

«Люди часто смешивают в одну кучу сильные, слабые стороны, а также внутренние и внешние характеристики, а их важно не путать!
При грамотном применении наших сильных сторон и при учете слабых сторон мы сможем не только все угрозы превратить в возможности, но и разрабатывать уникальные коммерческие предложения» - считает Екатерина Дворникова

Как с помощью своих слабых сторон увидеть возможности, направление расширения и роста, а с помощью сильных компетенций выявить риски и подводные камни предстоящей деятельности?

Именно с этих вопросов к собственнику начинается консультирование в области развития бизнеса. Ведь источник ценностей – первое лицо компании: власть, успех, сопричастность – то, что компания может дать команде. Но если декларируемые компанией ценности не поддерживаются ее лидером, это не работает.

Изучая позицию собственника и сопоставляя данные о деятельности предприятия, можно дать ответы на важные вопросы:

  • каковы сильные стороны предприятия наиболее эффективны для освоения возможностей;
  • какие слабые места наиболее уязвимы с учетом существующих угроз;
  • какие слабые стороны создают наибольшие помехи;
  • какие сильные стороны важно применить для устранения угроз.

Можно разложить бизнес по полочкам, как это делает Екатерина Дворникова. Здесь, например, запись ее вебинара «SWOT как инструкция к действию» для организаций. Смотрите, изучайте.

Екатерина Дворникова - эксперт бизнес-уникальности:
https://www.facebook.com/DvornicovaE
Екатерина Дворникова - эксперт бизнес-уникальности: https://www.facebook.com/DvornicovaE

А с чего начать личный маркетинг обычному человеку?

Для начала простая фишка – посмотреть, как мы можем применить сильные стороны, чтобы реализовать наши возможности, выявить и преодолеть риски во внешнем мире, расширить свое влияние там, где у нас преимуществ нет.

Обратимся к своим сильным сторонам. Что для этого нужно?

1. Быть честным с собой. Не сочинять и не пребывать в иллюзиях. Желаемое – не подкрепленные ничем «хотелки», «гадания на кофейной гуще», чего нет – это не сильная сторона.
2. Нужно то, что приносит максимальное удовлетворение и помогает другим людям.
3. То, что я делаю лучше всего, на твердую пятерку. И не просто делаю, а душа радуется.

Нужно понять, как применить эти способности для текущей ситуации, на освоение и создание того нового, что требуется сейчас. Каким образом ваши сильные качества помогут освоить возможности в непредсказуемой обстановке (включая преодоление рисков и страхов, которые есть у других)?

Например, я знаю, что моя сильная сторона – умение изобретать новое.

Как я могу это применить в меняющейся обстановке? А просто не лениться и придумывать как можно больше выходов из ситуаций, тестировать их на практике и получать удовольствие!
Как я могу использовать свое преимущество? Наверное, создавать и понимать быстрее, чем другие, экспериментировать более интенсивно, используя обширный спектр своих знаний в различных областях.

У каждого из вас по вашим способностям эта фишка будет своя, и вариант решения – уникальный. Пробуйте и действуйте!

-4