Всем привет, с вами Неоновый Герой, и сегодня мы вновь разбираем открытые миры в играх. В середине нулевых, когда игровая индустрия развивалась семимильными шагами как в графике, так и в проработке игрового процесса, украинские разработчики были полны революционных идей и амбиций. Их проекты были действительно амбициозны, обещания различных уникальных игровых механик лились, словно из рога изобилия. Но, неопытность этих ребят в подобного рода проектах, выходили издателям этих игр боком, ибо на выходе таких проектов получали проблемы с оптимизацией и кучу технических багов, что, соответственно сказывались на продажах. Эти игры были несовершенны, с кучей вырезанного контента и нереализованных идей, но, тем не менее, обладающих какой-то душевной и братской атмосферой, присущей людям из СНГ. Такими проектами были и S.T.A.L.K.E.R. и You are Empty. Таким же стал и Xenus: Boiling Point, вышедший в 2005 году, а также его продолжение Xenus 2, вышедшее в 2008. Игру активно пиарили популярные в то время журналы, вроде "Страны Игр" или "Игромании" и часто рассказывали о ней. Украинская студия Deep Shadows вместе с печально известным издателем Atari обещали чуть ли не игру века, но в итоге, при релизе, игра получила весьма смешанные отзывы игроков и игровых издательств. В общем, Xenus была уготована судьба впасть в забвение, неизбежно меркнув на фоне серии Far Cry, Half-Life 2 и прочих крутых проектов. Но, несмотря ни на что, игра обрела культовый статус среди узкого круга игроков из стран СНГ.
Прежде всего стоит рассказать о сюжете Xenus и её сеттинге. Главный герой - бывший солдат Французского Иностранного Легиона Сол Майерс, чья дочь пропала в одной из самых глухих регионов Колумбии. Будучи опытным воякой, Майерс прибывает в Колумбию и ему предстоит долгое и захватывающее приключение с погонями, перестрелками и поиском сокровищ и т.п. Следует обратить внимание, что роль Сола Майерса исполнил известный австралийский актёр Арнольд Вослу (многие помнят его по роли злодея Имхотепа из первых двух частей "Мумии"). Тем более игрока ждёт открытый и весьма живописный мир Колумбии(в зарубежных версиях игры - Реалии), а как известно, Колумбия - это самая коррумпированная страна на всём земном шаре. Любая информация по поиску дочери обходится Солу в тысячу-другую песо, а деньги имеют свойство заканчиваться в нужный момент, и тогда к услугам Сола работа на различные фракции. Тут и официальные войска и полиция Колумбии, и Герилья - партизанские отряды, ведущие революцию против коррумпированных властей, и влиятельные наркобароны, и американское правительство, в лице ЦРУ, пытающееся контролировать оборот кокаина, и угнетаемые наркомафией местные индейские племена, и обыкновенные бандюги - со всеми из них Майерс способен сотрудничать, и сотрудничество с одними мгновенно сделает вас врагом для некоторых других фракций. Приходится либо выбирать сторону, либо очень осторожно найти золотую середину между противоборствующими группировками. Если вас не отпугнут корявые модели НПС и их нелепые анимации, а также периодические баги - то Xenus настроена именно на исследование игроком своего открытого мира, напоминая чем-то Deus Ex, Far Cry и серию S.T.A.L.K.E.R. Сюжет, в таком случае, может отодвинуться на второй план, тем более он весьма посредственный. Перейдём,собственно, к открытому миру.
Размер игрового мира действительно впечатляет: 625 квадратных километров. Колумбия в Xenus: это два небольших городка: Пуэрто-Сомбра и Пуэбло-Фаро (в первом за порядком следят Официалы, второй же взяли под свой контроль Партизаны), множество различных баз, как военных, так и партизанских, плантации наркокартеля, их небольшие базы, несколько индейских поселений и различные заброшенные постройки: от старых фабрик и разрушенных особняков до старинных индейских развалин. Большую часть карты занимают джунгли, которые крайне богаты на живописные пейзажи. К сожалению, очень часто можно заметить, что разработчики Xenus копипастили большую часть карты, и очень часто пейзажи повторяются раз за разом. Тем не менее, карта Xenus весьма обширна, и по ней придётся вдоволь не только поколесить на машине, но и полетать по окрестностям на самолёте и вертолёте, и поплавать по многочисленным речушкам на лодке или катере.
Теперь поговорим о том, насколько мир живой. Первоначально, в Xenus кажется, что мир - скучный и однообразный, однако его изучение позволяет выявить интересные особенности. Да, большинство жителей в Xenus не особо взаимодействуют друг с другом, за исключением перестрелок враждующих фракций. Но зато с ними интересно взаимодействовать игроку. В Пуэрто-Сомбра практически с каждым прохожим можно пообщаться, некоторые стоящие на улицах имеют уникальные фразы, вроде сумасшедших индейцев, утверждающих что "Мысли есть, мыслей нет -кабриолет" или уверенное "Я - не жопа!". Разумеется, это прибавляет игре колориту. Тем не менее, компьютерные болваны ведут себя весьма дубово, как пешеходы, так и водители на дорогах. В джунглях, помимо отрядов партизан и наркомафии очень часто можно встретить разнообразную живность: змей, ягуаров, попугаев. В речках водятся пираньи, которые с радостью кидаются на главного героя, если тот в воде. Всю эту живность можно убить,зарезать и забрать трофеи в виде мяса или когтей животного.
Гораздо интереснее прокачивать и развивать главного героя. На старте, как и положено в Action-RPG играх, мы видим, что у главного героя есть прокачиваемые параметры: сила, владение оружием, торговля и т.п. Как и в серии Elder Scrolls, развитие определённого навыка зависит от его частого использования. К примеру, чтобы повысить максимальный вес, требуется как можно больше ходить с тяжёлым рюкзаком, а владение ножом зависит от его использования в столкновениях с противником. Кроме того, у героя есть параметр усталости, алкоголизма и привыкания к наркотикам и лекарствам. Алкоголь и наркотики в Xenus, к сожалению, не дают каких-либо преимуществ(по крайней мере, я этого не заметил), однако дают забавные эффекты. Напоив Сола Майерса алкоголем, вы заметите, как сложно и неповоротливо им приходиться управлять. Кокаин же несколько ускоряет Сола, однако все эти эффекты быстро проходят. Впоследствии, все эти эффекты сохраняют более длительный период,если не лечить главного героя от этих болезней у местных врачей. Также у главного героя есть зональная система повреждений. Т.е, если героя ранят в руку - получаете сниженную точность. Пуля в ногу - и вот уже герой передвигается в два раза медленнее. Восстановить недуг можно шприцами с лекарством, либо фруктами или индейскими отварами. Шприцы, как раз-таки и вызывают привыкание, и чем чаще вы их используете, тем слабее они лечат. Эту болезнь можно тоже вылечить у врача.
Что касается оружия и аммуниции, то в игре имеется внушительный арсенал. Огнестрельного оружия достаточно: от автоматов Калашникова и старой доброй М16, до технологичных Steyr AUG и французской винтовки FA-MAS. А также есть динамит, гранатомёт М-79, арбалет, стреляющий стрелами, ракетных установок, и самого оригинального оружия - банки с вареньем. При попадании такой в тушку врага, на супостата слетаются стая кровожадных мух, пожирающих несчастного. Кроме оружия есть у Сола фотоаппарат и направленный микрофон, который пригодится при некоторых миссиях. Есть и мобильный телефон, на который периодически названивает с истериками экс-жена Майерса, однако, к сожалению, мы так никому и не позвоним. Как и с телефонной будки, которые здесь для чего-то встречаются. Огнестрельное оружие можно модифицировать и прокачивать, однако всё это стоит недёшево. Тем не менее, можно неплохо подогнать снаряжение под себя, подбирать нужную по ситуации аммуницию, коей огромное разнообразие, одних только видов патронов 4 штуки для каждого огнестрела: обычные,бронебойные,со смещённым центром тяжести,бесшумные. Возможно несколько вариантов умерщвления противников, в том числе и по стелсу.
А вот с транспортом в игре очень противоречивая ситуация. С одной стороны: есть машины, вертолёты,лодки, боевые катера, самолёты и даже БМП. Всё это можно водить, почти у каждого транспортного средства есть багажник, куда можно складывать свои трофеи, у всех транспортных средств заканчивается бензин, и его нужно заправлять, а у машин ещё и колёса нужно менять. Но с другой, здешний автопарк - весьма примитивен, и на дорогах то и дело встречаются одни и те же машины. В воздухе вообще беда - столкнувшись с вражеским вертолётом или наземной зениткой, можно смело писать завещание - ибо они чаще всего уничтожают вас, и даже тепловые ловушки не всегда могут помочь в таких ситуациях. А если у вас вообще нет транспорта - вам можно поехать на такси, правда, такие поездки стоят недёшево. Очень часто в процессе выполнения миссий сталкиваешься с тем, что машина после задания может оказаться на другом конце карты, что грустно.
Что касается звукового сопровождения, то и тут всё неоднозначно. Композитор Дмитрий Дьяченко, который кстати ещё при You are Empty отметился, написал весьма неплохую музыку, подходящую к атмосфере солнечной Колумбии. Да и заглавная тема, названная Boiling Point весьма неплоха. Но вот окружающий мир озвучен несколько скудно. Одни и те же сэмплы природы, звуки оружия напоминают о Counter-Strike и т.п. Главный герой, кстати, очень любит побалагурить. У Сола Майерса очень своеобразный юмор, не зря же половина его друзей называет его мистером Юмористом. Время от времени Сол вставляет какие-то комментарии, с юмором отвечает на вопросы угрюмых солдат, встреченных им в лесу, типа: "Да я тут грибы собираю,ягоды!", иногда просит игрока отдохнуть или сходить в кабак, правда до искромётных шуток Чувака из Postal ему ещё очень далеко.
Наконец, мы подходим к вопросу о том, чем вообще можно заняться в этом открытом мире, помимо прохождения сюжета? А ответ прост: изучением этого самого открытого мира. Во многом, благодаря путешествиям по солнечной Колумбии, можно найти множество интересных и занимательных ситуаций, заданий и просто каких-то пасхалок. Задания от фракций зачастую очень банальны: убей того-то, принеси то, угони это. Но, бывает, что встречаются и оригинальные задания, типа спасения самоубийцы на мосту, фотографирование боссов вражеских группировок, распутывания любовного треугольника между двумя парнями и девушкой и так далее. В свободное от перестрелок время, можно поработать водителем автобуса и тоже иметь с этого небольшой доход. Можно посвятить свою жизнь поиску загадочного индейского камня под названием Ксенус, и найти в итоге сокровище, что позволит решить абсолютно все свои проблемы с деньгами. Либо же просто гулять по бескрайним джунглям, вести охоту на местную фауну и продавать трофеи индейцам. Единственная преграда, которая возникнет на пути игрока к изучению открытого мира Xenus: это обилие багов и весьма посредственная оптимизация. И если вы смиритесь с тем, что можете глупо запороть сюжет, вернувшись к другому варианту развития событий; если вы смиритесь с тем, что сохранения в игре иногда не работают(я вот до сих пор не могу сохранить игру в свободную ячейку); если привыкнете к примитивному искусственному интеллекту противников и к тому, что они периодически тупят, застревая на одном месте - попробуйте Xenus. Если вам приглянётся этот мир, я уверен, вы очень долго не сможете расстаться с ним.