Я как мама 4х детей не могу уделять постоянно внимание детям, поэтому иногда для меня выходом становится показ мультфильмов. Стоит отметить, что я не даю детям смотреть телевизор (его попросту у меня нет), так что передо мной стал вопрос о том, что именно показывать своему ребенку. ГУглАкадемия и новые публикации молодых ученых, да и не молодых тоже, мне в помощь. Недавно в поиске того, что стоит показывать детям, а что нет – я наткнулась на психолого-педагогический анализ мультипликационных фильмов, под авторством Е.О.Смирновой (http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download?doi=10.1.1.883.6346&rep=rep1&type=pdf). В статье обозначены критерии психолого-педагогического анализа мультфильмов, такие как этический, когнитивный, эмоциональный аспект, модели поведения мультипликационных героев. Каждый из аспектов очень качественно обоснован и прописан, но думаю, что больше всего читателя заинтересуют конкретные мультфильмы и что все-таки показывать детям.
До 3 лет:
До того, как сформировано наглядно-образное и наглядно-действенное мышление, речь и самосознание – мультфильмы противопоказаны.
Но в сети сейчас есть ролики с карточками Домана (Как вариант зарисовки и нарезки из серии Беби Энштейн), что будут полезны для формирования пассивного словарного запаса, а возможно и активного. Основной критерий здесь реалистичный образ, т.к. котенок не нарисованный, а настоящий.
Второй отличный способ использования сетевых возможностей – прослушивание аудиоряда с классической музыкой или просмотр роликов с животными (нарезка фильма ББС «Ребятам о Зверятах»)
НО контакт с экраном не должен превышать 5-10 минут в течении дня, больший объем информации ребенок в возрасте до 3 лет не способен воспринять и может привести к перегрузке нервной системы. Так же стоит отметить, что любой показ должен подкреплен реальным контактом с животным или с изучаемым материалом.
С 3 до 5:
Время – когда мультфильм приобретает развивающий потенциал, я надеюсь, что Ваш ребенок не отстает в развитии и все необходимые компетенции сформировал. Именно тут можно увеличивать время просмотра до 10-15 минут в день, вот перечень фильмов, рекомендованных в этот период. В учет берем только отечественного производителя:
- Три поросенка,
- Паровозик из Ромашково,
- Сказки Сутеева (Грибок-теремок, Две сказки, Палочка-выручалочка, Пропал Петя-Петушок, Кораблик, Дядя Миша, Мешок Яблок, Петух и Краски, Снеговик-почтовик и др.),
- Как Львенок и Черепаха песенку пели,
- Умка / Умка ищет мама,
- Мама для мамонтенка,
- По дороге с облаками…,
- Малышарики,
- Лягушонок ищет папу и др.
С 5 до 7:
Тут на первый план выходят мультфильмы с акцентом на социальное взаимодействие. Что можно предложить для просмотра в этом возрасте:
- 38 попугаев,
- Варежка,
- Каникулы в Простоквашино,
- Домовенок Кузя,
- Винни-пух,
- Приключения Буратино,
- Три Кота,
- Умная собачка Соня и другие.
С 7 до 10:
Сложный возраст, с одной стороны уже взрослые ребята, а с другой – совсем дети. Что можно предложить им – фильмы со сложной структурой и взаимодействием героев:
- Питер Пен,
- Снежная королева,
- Аленький цветочек,
- Спящая царевна,
- Старая игрушка,
- Стойкий оловянный солдатик,
- Следствие ведут колобки,
- Летучий корабль,
- Бременские музыканты.
Смотреть или не смотреть фильмам решать Вам, только никогда не забывайте получать у детей обратную связь. Особенно это важно с возраста 5-7 лет, когда ребенок уже вполне понимает – что хорошо, а что плохо, как ведет себя тот или иной герой, какой урок получен тем или иным героям. Надеюсь, что статья была полезна, а список со временем пополнится и обновится, так что жду Ваших предложений.