Помните: это не какая-то выдумка. Это наше будущее.
Хлоя
Вступление
Честно говоря, я лет десять не писал обзоры на игры. Но так случилось, что в минувшие выходные я впервые за 1,5 года целый день мог ничего не делать. Мне не нужно было заниматься работой… второй работой… семейными и бытовыми делами. И волею благословенной судьбы (не иначе) оказалось, что я уже довольно давно поставил себе Detroit: Become Human, хотя даже не могу вспомнить – когда именно. В итоге, сев за ПК примерно в 12:00 я встал из-за него ровно в 02:00. С чувством абсолютной эмоциональной опустошенности…
Про эмоции
Ниже будет несколько микро-спойлеров, которые по идее никак не ухудшат впечатления от этого шедевра, если вы еще не играли, но намерены. Однако ж – читайте (или не читайте) на свое усмотрение…
Detroit: Become Human – вторая игра в моей жизни, которая вызвала у меня… действительно яркие эмоции и ни с чем не сравнимый «переживательный» опыт. Первой была Final Fantasy XV. Но там, конечно, все иначе. «Финалка» про подростков (несмотря на то, что в итоге… ну вы сами знаете). А реальные эмоции начинаются там на заключительном этапе повествования, примерно с финта по «умиротворению» Гидреи. По крайней мере, у меня так было.
Но в Детройте первый же эпизод с Коннором заставил нажать ESC и маленько подумать… о жизни, буквально. Как вы поняли, он у меня девочку спас, но сам погиб. А потом уже, в башне Канала 16, коп его благодарит, а он не помнит, потому что… потому что это уже другой Коннор. И действительно сложно передать эмоции в этот момент. И мне, и Коннору. А у него они уже были, просто он не мог их идентифицировать, не умел…
А еще Detroit: Become Human – вторая игра в моей жизни, которая заставила меня (без преувеличения) забыть обо всем на свете в эти 14 часов, которые… да, я впервые честно так считаю – хочется стереть все воспоминания об этих часах и пройти игу заново. Тем первым оригинальным прохождением… До Детройта также было у меня с «Фаренгейтом» (он же – «Пророчество Индиго»). Но было это в далеком 2005-м, так что воспоминания уже подзатерлись. Да и технологии шагнули вперед – на свое время «Фаренгейт» по графической части был хорош, но Детройт…
Ребят, вы посмотрите на Холю, а! Если бы я не был женат, я бы посмел утверждать, что это самое прекрасное создание на земле! И плевать, что ненастоящая. А она, как бы мне не хотелось обратного, ненастоящая… С Хирш взяли только оригинальный английский голосок и motion capture. Сама же Хлоя… как сказал Камски: «Юная и вечнопрекрасная. Цветок, который никогда не увянет»…
Немного про сюжет
Сюжет, кстати, не топовый. Все это, абсолютно каждый ход мы уже видели. Что-то в легендарной классике с Уиллом Смитом, что-то – в недооцененном «Почти человек» с Урбаном. И естественно, тут очень много Азимова (прям начиная со «Стальных пещер»), Дика, Кларка, я даже Каргилла заприметил (но это, наверное, очень субъективно, просто «Море ржавчины» одна из любимых книг). Плюс «откровения», которые по идее должны стать неожиданностями (про Аманду, Алису…) таковыми для меня не стали. Кто-то сразу понял, что к чему.
Но сюжет в Детройте, как бы странно это не прозвучало, вещь даже не второстепенная. Он где-то на уровне с великолепным визуалом, до мелочей продуманными локациями и общей эталонно-киберпанковой атмосферой (которая, кстати, напомнила мне Rememer Me). То есть все это, безусловно, делает Детройт шедевром, но не заставит вас восхищаться им и перепроходить снова и снова. А что заставит? То,с чего я начал…
И снова про эмоции
Я тут сказал, что Хлоя не живая… Ну это я сейчас так говорю. А в процессе прохождения, регулярно видя ее на экране, видя ее МИМИКУ (и тут капслок реально уместен), я отлично понимал, что ребята из Quantic Dream всеми силами пытаются убедить меня в обратном. И черт возьми, у них получилось! Конечно, тут надо маленько фантазии и еще понимать – чтобы насладиться ролевойигрой, необходимо хоть как-то попробовать вжиться в героев. Если же для вас это проблема, прекращайте читать, запускайте PUBG…
И это я на полном серьезе (не про пабг, про Хлою). Потому что Детройт – это про эмоции. Про живых героев, которые в своей попытке (зачастую безусловной и безотчетной, как, например, у Коннора) стать людьми становятся в итоге чем-то большим. И для меня лейтмотив всей этой истории заключается в единственном элементарном вопросе, который Алиса задает Кэре: «Почему нельзя просто жить?» И действительно – почему?..
Естественно, я играл на уровне сложности «Продвинутая игра», и на альтернативном (упрощенном) играть точно не буду. Потому что… ну потому что, как мне кажется, нам тут все-таки предлагают не просто интерактивное повествование, а именно ролевую игру. И когда ты понимаешь, что от следующего твоего шага зависит чья-то жизнь (и походу здоровенная сюжетная ветка, которую ты иначе не увидишь), начинаешь думать не только быстро (время то ограничено!), но и… я бы сказал – эмоционально. По крайне мере, когда я не понимал, что лучше для отыгрыша, то выбирал импульсивно, как поступил бы сам, если бы времени на раздумья вообще не было.
С этой точки зрения игра, по-моему, не имеет аналогов. Это и правда уникальный опыт. И если над финалом «финалки» (уж простите за тавтологию) я позволил себе проронить скупую мужскую слезу, то над Детройтом… нет, не позволил. Потому что, каюсь, один момент все же переиграл. Где Коннор, прикрывая Маркуса и раненую Норт при штурме «Иерихона», из-за моей тупости нерасторопности (вот здесь действительно было неожиданно!) погиб. И такого я совсем не хотел. Хотя, учитывая количество комбинаций сюжетных схем, есть там, я уверен, такие, которые все-таки пробивают…
Резюмируя
Слоган игры «У свободы есть цена». Неправильный слоган. Я бы (помимо слов Алисы) привел бы для наглядности слова Маркуса: «Око за око – и мир ослепнет». Потому что это не история про роботов, которые (неожиданно для всех, кроме Камски) захотели стать людьми. Это история про людей, которые так и не захотели стать… людьми. Как у Горького, помните? «Человек – это звучит гордо!» Неа, не гордо. Хотя вот Хэнк в итоге смог, да? Так может… и мы сможем?
По итогу, если вы в Detroit: Become Human еще не играли (так, я сам на ПК играл, у меня плойки нет), то настоятельно рекомендую. Такие игры выпускают раз в десятилетие и 1300 кровных – это для нее не цена (на Эпике сейчас по скидке). Если же играли – не знаю, согласитесь со мной или нет. Я всего-то, что называется, поделился впечатлениями, пусть и облеченными в несколько кафкианский поток сознания. Но я очень надеюсь, что однажды у меня появится еще один такой день, когда мне не нужно будет заниматься работой… второй работой… семейными и бытовыми делами. И волею благословенной судьбы…
P.S1. И да, черт возьми, актерский каст неимоверно хорош!
P.S2. Реально очень давно не писал обзоры, хотя это в общем-то даже не обзор. Так, одни эмоции;) Если понравилось – ставьте лайк и подписывайтесь. А нет… все равно подписывайтесь! Тут еще много интересного;)