Найти в Дзене

Повесить бутсы на гвоздь - выражение и его невероятный пример

Ему предшествовало выражение "Повесить шпоры на гвоздь". Которе неплохо иллюстрирует рассказ О. Генри. Там говорится об отчаянном ковбое, ставшим биржевым маклером. О этом - здесь.

Что же касается бутс на гвозде - поклонники футбола давно привыкли к подобным газетным заголовкам, посвященным их кумирам, завершающим спортивную карьеру. Приведенный далее пример — уникальный. Про бразильца, считавшегося более десяти лет профессиональным футболистом. Но, не сыгравшего ни в одном официальном матче.

Дисклеймер: за основу публикации взята его собственная автобиографическая книга. Так что - хотите верьте, хотите- нет.

-2

Итак, настоящее имя: Carlos Henrique Raposo - Карлос Энрике Рапозо. Родился второго апреля 1963 года в небольшом городке Rio Pardo. Как принято в подобных историях - в очень бедной семье. Будучи единственной надеждой родителей, его отправляют в юношескую спортивную академию при клубе Botafago. Продемонстрировав там некоторые успехи, он попадает в молодежный состав Flamengo.

За внешнее сходство с немецким футбольным кумиром, Францом Беккенбауэром

Franz Beckenbauer, по прозвищу Der Kaiser
Franz Beckenbauer, по прозвищу Der Kaiser

Карлос Энрике Рапозо получает, по его словам, среди одноклубников звучный никнейм - Карлос Кайзер.

Лицом и прической футболисты может быть и похожи, что касается спортивного мастерства — тут "земля и небо".
Лицом и прической футболисты может быть и похожи, что касается спортивного мастерства — тут "земля и небо".

Тем не менее, в 1979 мексиканский клуб Puebla предлагает подписать первый контракт. К тому времени его родителей нет уже в живых, и некому разделить радость открывающихся перспектив.

Но "что-то пошло не так". В Пуэбла он просиживает несколько месяцев на скамейке запасных. Несмотря на амплуа нападающего, его ни разу не выпускают на газон во время официальных матчей. Так и не разглядев проблесков футбольного дарования. После чего он возвращается обратно в Бразилию.

По всей вероятности, именно в этот момент с Карлосом Кайзером происходит невероятная метаморфоза. "Кто понял жизнь — тот не спешит", как говорится. К чему эта вся беготня, да еще в виде спорта, занимающего согласно статистике, первое место по травматизму?

Ведь за все время мексиканского контракта, он - не выходя на бровку поля, получал зарплату клубного игрока. Со всеми вытекающими бонусами нападающего популярной команды первого дивизиона.

И настал его звездный час ! По старой памяти Кайзера принимают обратно в Ботафаго. Футболисты, с которыми он дружен еще с детства, обрадованы и ходатайствуют о его возвращении.

Здесь закрадывается подозрение, что стоящий в центре Карлос Кайзер - всего лишь один из любителей фотографироваться в чужих спортивных майках. На память об известных футболистах.
Здесь закрадывается подозрение, что стоящий в центре Карлос Кайзер - всего лишь один из любителей фотографироваться в чужих спортивных майках. На память об известных футболистах.

Кайзер живет насыщенной жизнью перспективного форварда, обзаводясь на тусовках новыми знакомствами. Вокруг - красивые девушки, знаменитости, журналисты. Он избирает путь трикстера. Завоевывая внимание окружающих напором, обаянием и забавными рассказами из спортивной карьеры.

При этом, на тренировках Кайзер не спешит себя утруждать до седьмого пота. Вырабатывает схему, ставшую потом привычной. Делает легкую разминку, пробегается по полю. Когда дело доходит до учебной игры - при любом случайном столкновении падает, как подкошенный. Изображает боль и скорбь, за то, что "не удалось поиграть с ребятами". С опечаленным лицом на носилках транспортируется в медицинский кабинет.

Спортивные врачи восьмидесятых годов еще не располагали магнитно-резонансной томографией. Докторам приходилось верить в травмы Карлоса Кайзера на слово. Выдавая ему больничный, а после месяц-два на реабилитацию. Небольшие одиночные занятия без сильных нагрузок в зале.

Так, среди членов команды и тренеров за ним закрепилась слава "хрустального" игрока. Талантливого, но невезучего. Которого любое падение может "выбить из седла" всерьез и надолго. Хорошо, что футбол - командный вид спорта. "Выдающегося нападающего" можно и поберечь на самый крайний случай.

-6

Одноклубники всегда стремились помочь своему товарищу. И это он легко и удовольствием объясняет в книге. Во время выездных сборов и турниров тренеры строжайше запрещали футболистам покидать гостиницу. Зная бразильский темперамент, наставники справедливо опасались - с наступлением вечера подопечные разбегутся по злачным местам. Где дадут волю бушующим гормонам. Ничуть не переживая за исход завтрашней игры.

Компанейский, дружелюбный Карлос Кайзер предварительно заказывал на этаже отеля пару дополнительных номеров. Где друзей ожидали развлечения с возлияниями в обществе девушек с низкой социальной ответственностью.

Так что со стороны участников команды наблюдалось полное взаимопонимание. Вплоть до того, что друзья с мастерским артистизмом выполняли очередное "жесткое" столкновение с Кайзером на тренировочной площадке. После чего пострадавшего традиционно доставляли в лазарет на носилках.

Но в тренерском штабе уже начинали кое о чем догадываться.

Впрочем, дальновидный футбольный аферист и это предусмотрел. Всем видом давая понять: "Такие нападающие на дороге не валяются!" Он всюду таскал с собой мобильный телефон - редкость для тех времен.

-7

По которому вел переговоры на английском языке. Якобы, о трансфере в европейские клубы. Так что этот серьезный, занятой человек у большинства бразильцев, говоривших только по-португальски — вызывал лишь зависть и уважение.

Одному из наставников команды, владевшему английским, его разговоры с зарубежными нанимателями показались дикой тарабарщиной. Дождавшись, когда игрок уйдет в душевую - он близко рассмотрел телефон. Тот оказался дорогим, но игрушечным. Хотя Карлос мог позволить себе и настоящий. Получая зарплату наравне с другим футболистами клуба.

Так состоялось первое разоблачение.

Настоящего трикстера, тем более на ниве спорта, отличает способность не ломаться под ударами судьбы. Карлос Кайзер лишь пережидает время. Для того, что бы возвратиться в уже знакомый клуб Flamengo.

-8

Его тактика командного игрока ничуть не изменилась со временем. За прежние "фокусы", склонный к травмам "перспективный" форвард с переносным телефоном удаляется из команды.

Понимая, что "мир велик" и не везде он себя еще попробовал, Кайзер решил попытать счастья в Европе.

Ему помогают в продвижении спортивные журналисты. С кем дальновидный футболист свел знакомство еще несколько лет назад. Не скупясь на подарки, знакомя с симпатичными девушками, слухами, и прочей инсайдерской информацией футбольного мира.

Небольшая ремарка, которая, возможно, придает правдоподобия ситуации: восьмидесятые годы - нет интернета, телефонная связь — и то, не везде. Не говоря уже о смартфонах. По большей части — бумажная печатная пресса.

Так вот, знакомые репортеры устраивают хвалебные публикации в газетах. С иллюстрациями.

-9

Фотографии и газетные вырезки становятся его аргументами и рекомендациями при переговорах с менеджерами клубов.

Проверить, как сейчас модно говорить "верифицировать", было в то время практически невозможно. В конце-концов: в газете же написано !
Проверить, как сейчас модно говорить "верифицировать", было в то время практически невозможно. В конце-концов: в газете же написано !

Результат? Французский футбольный клуб "Газелек Аяччо" становится обладателем "бразильской звезды".

Смешное, на первый взгляд, название "Газелек"  — ни разу не шутка. Результат слияния энергокомпаний Газ и Электрик Франс. Аяччо - город на острове Корсика.
Смешное, на первый взгляд, название "Газелек" — ни разу не шутка. Результат слияния энергокомпаний Газ и Электрик Франс. Аяччо - город на острове Корсика.

Дисклеймер: далее следует история весьма непохожая на правду.

Якобы, на встрече с болельщиками случается непредвиденный момент. Те просят новоявленного бразильского нападающего показать мастер-класс: почеканить мяч. (Чем Карлос Кайзер владел крайне неважно) При этом пара десятков мячей ждут своей очереди на бровке.

И тот мгновенно находит выход. Начав вратарскими ручными бросками засылать мячи в толпу фанатов. (Некоторые источники утверждают: Кайзер снабжал их своим автографом, и отправлял точными ударами, как в пенальти) Болельщики восторженно ликовали, наблюдая, как "звезда", при этом, целует эмблему клуба на майке.

Так или иначе, но клуб Газелек Аяччо Кайзер зачислил в свой послужной список. Хотя, очень сомнительно, что он умудрился провести в нем год.

Затем не оправдавший корсиканских надежд "мастер" возвращается в Бразилию. Схема остается прежней, на страницах книги меняются лишь названия клубов. Вероятно, из всех заслуживает внимания лишь один эпизод, имеющий маломальские документальные подтверждения.

Речь идет об игре Карлоса Кайзера в клубе Bangu. Принадлежавшему весьма спорной личности — Кастору де Андраде.

-12

Этот благообразный старец, еще молодой на тот момент, кроме футбола спонсировал танцевальные школы бразильской самбы.

Карнавал в Рио-де-Жанейро
Карнавал в Рио-де-Жанейро

Поддерживал национальные увлечения и традиции. Как мог.

Интервью Кастора де Андраде телеканалам
Интервью Кастора де Андраде телеканалам

Однако, средства на поддержку извлекал из полуподпольной лотереи для бедняков с билетами копеечной стоимости, но миллионными оборотами.

Это был семейный бизнес, доставшийся ему от бабушки. Который, согласно горячим латинским традициям, нужно уметь защищать любыми средствами. Одним словом, товарищ Андраде делал это "добрым словом и пистолетом". По ситуации.

Так вот, якобы, во время очередного матча Карлос Кайзер решил по привычке сачкануть на скамейке запасных. На что даже получил согласие главного тренера Bangu. Который уже успел привыкнуть к неустойчивой физической форме нового нападающего.

Ситуация обострилась, когда команда начала проигрывать со счетом 2:0. Сеньор Кастор де Андраде, известный крутым нравом, приказал тренеру бросить на спасение чести клуба все силы. В том числе — последнюю надежду, Карлоса Кайзера.

Тот отправился к кромке поля разминаться. Судорожно раздумывая, как поступить. На этот раз обошлось без вмешательства медиков. Кайзер расслышал в криках болельщиков неприятные слова в адрес патрона, Андраде. Ринувшись к трибунам драться. За что схлопотал от главного арбитра красную карточку. С последующим удалением до конца матча. Который без его участия был-таки проигран.

Владелец клуба, естественно, оказался полон гнева и недовольства. Однако, Кайзер опять удачно отмазался. Заявив, что несознательные представители торсиды кричали: Кастор де Андраде — вор, жулик и вообще - нехороший человек. Пришлось срочно вступиться.

Далее, бомбардир отпустил витиеватый комплимент. Который, уверен, по-португальски в его исполнении звучал красиво и изыскано. В том духе: "Бог дал мне отца, который, к сожалению, уже на Небесах. Но он мне дал другого отца - Вас! Если какие-то люди кричат гадости про моего отца, что-то могло меня остановить? Если я Вас разозлил, мой контракт вскоре истекает. Если я вас подвел, то через месяц исчезну с Ваших глаз долой!"

Тронутый до самой глубины бразильского сердца Андраде почти прослезился. По-отечески обнял Карлоса Кайзера и продлил ему контракт еще на полгода. (Так следует из книги)

Думаю, излишне говорить о реализованных угловых, забитых голах и пенальти. Их попросту не было.

В конце концов Кайзер повесил бутсы на гвоздь. Поведав футбольную сагу в мемуарах. Правдиво или нет - решать читателю. Британцы сняли о нем документальный реконструктивный фильм.

Кадр из фильма "Kaiser!"
Кадр из фильма "Kaiser!"

Оцените, как этот обаятельный жулик рассказывает о своих приключениях на кубинском канале "Mesa redonda" - "Круглый стол". (Для полноты впечатлений желательно знать португальский или хотя-бы испанский)

Вот такая история. Может быть, чересчур длинная. Благодарю за внимание.