Я вот тут как-то задумался: а вот кем бы по национальности могли быть герои сказки "Золотой ключик"? И где географически они могли бы обитать? И в какое время?
Да, понятно, что это сказка и авторский вымысел. НО: авторский вымысел – это как сверхчистый материал. В природном виде такие материалы почти никогда не встречаются. Их, конечно, можно получить в лаборатории, но это будет очень дорого и никому не надо – проще обойтись тем, что валяется под ногами. Вот и авторский вымысел зачастую тоже основывается на том, что валяется под ногами, - на каких-то чужих историях, фактах, байках и наблюдениях. Давайте же попробуем эти факты воссоздать.
Итак, что самое простое: Арлекин и Пьеро (ну, там еще Мальвина с прицепом – с пуделем). С этими все понятно. Это персонажи комедии дель-арте. Если дель-арте -> значит, венецианский карнавал. Если венецианский карнавал -> значит, Венеция. Стало быть, итальянцы из Венеции. Кстати, первое упоминание о комедии дель-арте относится к ~1550-му году. Запомним это пока.
Буратино – ну, этот явно еврей. Во-первых, шнобель. У него нос был даже по итальянским меркам длинный – а у итальянцев эта штука и так на полкилометра будет.
Во-вторых, слово "буратино" происходит от слова "бураццо" - тряпочка, ветошка. Работал с тряпками -> значит, портной или старьевщик. Что тоже намекает.
В-третьих, Буратино пересекается с театром Карабаса-Барабаса, как мы уже понимаем, в Венеции. А как раз в Венеции с 1500-лохматого года существовало еврейское гетто. Гетто – это от местного слова "джетти" - кузницы. Просто в те времена римский пахан повелел выгнать евреев из Венеции, а Венецианской торговой республике это было нафиг не надо. Но и пахана в Риме тоже посылать было не след – тогда вообще кислород перекроет. Поэтому было принято решение выселить их за тогдашнюю черту города, где раньше было металлургическое производство, – типа и нам, и вам. Это гетто было, что ли, аналогом немецкой слободы в Москве: т.е. бизнес вести можно, свои обычаи соблюдать можно, выходить в город можно, но жить – только там. Еврейское кладбище в Венеции тоже, кстати, было – на острове Лидо (а в трех км от него – улица Пьетро Буратти, если Гугль не врет)
Ну и самое главное – кто там в итоге золотишко-то получил, а? Кто там золотой ключик у черепахи на сохранение взял? И у кого там волосы стружками были? – Стружки, между прочим, могли идти и спирально вниз…
А вот черепаха Тортила, видимо, была еще из древних венетов – основателей Венеции. Ибо огромный возраст и аффигенная память о событиях прошлого. Тем более, что она жила на болоте, а Венеция – это и есть бывшее болото.
Идем дальше. Кот Базилио и лиса Алиса. Они у нас, по тексту, криминальные элементы. При этом оба инвалиды. Значит, бывшие швейцарские наемники (или наемник + полковая шл... швейцарка, да).
Венеция в 1500-х годах активно привлекала швейцарских наемников себе на службу (своих людей-то не хватало). И вот, видимо, в какой-то драке кто-то из получил по глазам, кто-то – по ногам, и их комиссовали. Для работы они уже не годились, вот они и стали пробавляться попрошайничеством да мелким мошенничеством – например, развели Буратину на деньги.
И вот теперь мы добрались до самого интересного – до национальности Карабаса-Барабаса и Дуремара.
Карабас-Барабас был однозначно турком. Потому что только в тюркских языках возможна редупликация (шашлык-машлык, зелень-мелень, кино-мимино).
Мало того, Карабас был еще и негром. Вернее, мавром. Ибо кара-баш с турецкого так и переводится – черная голова. И здесь вряд ли имеются в виду волосы – в Турции у всех такие. Значит, имелся в виду не только цвет волос, но и цвет лица. Плюс и методы работы Карабаса в своем театре были чисто турецкие – плетка-семихвостка и кердык-хана.
И опять же, мы тут крутимся у одной и той же эпохи - 1550-х годов. "Отелло" помните? Ну, этот – который мавр с уголовным характером? Так вот он тоже из Венеции. Причем впервые про "Отеллу" написал не Шекспир, а Джиральди Чинцио в произведении "Венецианский мавр" - а это как раз период 1550-х.
Это говорит о том, что мавры – или, в нашем случае, Карабасы - в Венеции в то время не были в диковинку. При этом: у турок как раз в тех же 1500-х годах оформился свой народный театр кукол – "Карагёз".
То есть, получается вполне рабочая ситуация – турок Карабаш где-то в 1550-х годах привозит свой театр "Карагёз" в Венецию. Но это только операция прикрытия. На самом деле, задачей Карабаша было найти золотой ключ от ворот Венеции. Ведь дело-то происходит в межвоенный период – между четвертой (1537-1540) и пятой (1570-1573) турецко-венецианской войной.
Пока Карабаш отвлекает внимание венецианской контрразведки, его верный помощник Дуремар (от турецкого дур-иман – стойкая вера), шляется по венецианскому гетто и выискивает слабые места в обороне… Прям как пиявка – ищет, к чему бы присосаться. Сможет ли Буратино раскусить коварный замысел врага? И не погибнет ли молодая комедия дель-арте под огнем и мечом османов?
Ччерт возьми, отличный замысел для книги получается. Видите, сколько можно накопать из банальной швейной машинки Зингера детской сказочки?