Здравствуй, мой читатель!
Бывает, что рассказывает вам ребенок свою будущую концепцию развития в профессии, придумывает новую модель бизнеса, а вы, человек с большим жизненным опытом, видите, что не учел он полсотни жизненных условностей, сложностей и препятствий, вот стоит ли говорить ему об этом? Или дать возможность пребывать в иллюзиях?
Как же поступить?
Безусловно, как и всегда, выбор есть у каждого из родителей и в каждый момент времени:
1. Оставить ребенку возможность мечтать и фантазировать.
Не сталкивать его лбами с окружающей действительностью, разумно полагая, что жизнь в свое время сама расставит все по своим местам и ребенок столкнется со всеми трудностями и проблемами сам и в свое время.
2. Работать на опережение.
Каждый раз рассказывать, что помимо видимой стороны вопроса или какой-то задачи, есть и невидимая сторона. Объяснять про подводные камни и встречные течения, как в прямом, так и в переносном смысле. Не стремиться создать иллюзорную картину окружающего мира.
Два противоположных подхода, а какой из них верный?
Я полагаю, что истина находится, как часто и бывает, где-то посередине. И каждый из родителей интуитивно понимает, что именно лучше будет для его детей: у каждого свой характер и способности. Излишняя оторванность от жизни, как и чистый прагматизм не самый лучший вариант для психики ребенка.
Особенно важно найти верный подход, чтобы помочь ребенку с выбором будущей профессии, ведь профильные классы сейчас появляются очень рано – в средней школе.
В первом случае есть риск, что ребенок, мечтающий о своей роли в гуманной профессии врача, например, абсолютно не отдает себе отчета в том, что у этой профессии есть, помимо чистого белого халата и огромного желания лечить людей, и обратная сторона.
Высокий уровень ответственности, самоотверженность, необходимость быстро принимать единственно верное решение для спасения жизни человека, необходимость причинять человеку боль, чтобы потом ему стало лучше, и он выздоровел. А для этого, помимо желания быть врачом и принимать пациентов, нужен сильный внутренний стержень и умение сострадать людям.
Во втором случае, при излишне прагматичном и категоричном подходе можно переусердствовать и лишить ребенка возможности мечтать и делать попытки воплощать свои фантазии в жизнь. Ему трудно будет стать ученым, изобретателем, архитектором или талантливым поваром.
Если бы все поверили в невозможность человека подняться в небо, и не предпринимали бы множество попыток, пусть и неудачных, то человечество и по сей день не знало бы ни самолетов, ни ракет. А научные открытия, которые порой для ученых длятся десятилетиями до получения результата, так и не были бы сделаны.
Если ребенок интересуется какой-то областью знаний, профессией: задает вопросы — отвечайте ему. Максимально осторожно оперируйте фактами, чтобы не угас интерес от нарисованной вами картины.
Найдите увлеченных этой профессией людей, которые в ней уже состоялись – ваши знакомые, родственники – поддержите интерес ребенка общением с счастливо состоявшимся в этой профессией взрослым.
Поддерживайте и развивайте интересы и таланты вашего ребенка, помогайте ему найти то направление и профессию, которые дадут ему возможность реализоваться в будущем и быть счастливым.