Найти тему
Курсорика

Методология электронных курсов

После того, как все необходимые материалы переданы от заказчика к исполнителю, начинается разработка методологической концепции курса. Методологическая проработка — это основа будущего курса.

Этот этап включает в себя:
- Разработку методологической концепции
- Определение форматов подачи материала
- Выбор форматов проверки знаний

От того, насколько качественно проработана методология курса будет зависеть достижение целей и задач обучения, которые вы определили на этапе выявления потребностей у заказчика.

Как происходит разработка методологической концепции и определение форматов подачи материала:

На этом этапе методолог проекта:
- Знакомится с материалами заказчика
- Анализирует и структурирует содержащуюся в них информацию
- Определяет структуру и разделяет информацию по темам и смысловым блокам
- Дает краткое описание каждого пункта структуры (какую информацию раскрывает данный пункт).

Концепция представляет собой покадровое описание действий в курсе с указанием формата и количества используемых единиц контента.

Пример структуры курса:

Если курс содержит сюжетную линию, в структуре необходимо прописать действия персонажей и сюжетные переходы, чтобы сформировать у заказчика целостную картину курса. Именно на этом этапе необходимо определить наиболее подходящие форматы подачи материала.

Наиболее частые ошибки:
- Выбор наименее подходящих форматов для подачи материала
- Выход за установленные рамки бюджета
- Отсутствие логической связи между блоками

Методы решения:
- Использовать таблицу выбора форматов в соответствии с целями обучения (во вложении)
- Заменить формат подачи материала на тот, который позволяет достичь тех же целей, но менее затратный в плане производства
- Детальная проработка структуры курса с экспертом-носителем информации

Разработка сценария и функционального прототипа

После согласования методологической концепции курса с заказчиком, провайдер переходит к написанию детализированного сценария.

На этом этапе сценарист подробно описывает содержание каждого пункта методологической концепции. Именно от сценария в большей мере зависит достижение заявленных целей курса. Принцип такой же, как и в кино: большой бюджет на разработку курса, разнообразие контента и спецэффектов не исправят плохо написанный сценарий.

На этапе разработки сценария заказчику важно проверить, что:
- Материал курса подается доступным и легким для восприятия языком
- Язык подачи соответствует целевой аудитории курса
- Отсутствуют противоречащие друг другу формулировки
- Сценарий содержит примеры из практики организации заказчика
- Формулировки, названия должностей, культура общения в курсе и т. д. соответствуют принятым в Компании нормам.
- Выбранная тема раскрыта полностью, учтены все важные моменты
- Сценарий не содержит информацию, которая не несет смысловой нагрузки (за исключением сценариев с сюжетной линией)
- Сценарий содержит упражнения и тесты, которые направлены на закрепление необходимой информации
- Учтены все технические особенности для будущей разработки курса

Согласуйте сценарий с экспертами и с теми, кто будет проходить ваш курс. Привлеките фокус-группу к обсуждению учебного контента на этапе сценария. Сотрудники, которые каждый день сталкиваются с тем, о чем вы хотите им рассказать смогут помочь вам в разработке сценария.

Наиболее частые ошибки:
- Внесение сценарных правок уже после производства контента. Это всегда требует дополнительных времени и денег (переозвучка, корректировка графики и т. д.), что чревато нарушением сроков и выхода за рамки бюджета

Методы решения:
- Максимально подробно ознакомиться со сценарием и его последующими итерациями, проверить выполнение описанных выше критериев.

Качественный сценарий курса, с точки зрения технического задания на производство, содержит:
- Раскадровку на единицы учебного контента
- Описание визуализации, механики переходов, упражнений и т. д.

Фрагмент сценария инфографичного ролика:

-2

Вариант с раскадровкой — один из наиболее часто встречающихся, но не единственный вариант написания сценария. Вы можете разработать сценарий курса в powerpoint или создать черновой прототип курса в storyline. Главное, чтобы были соблюдены все вышеизложенные правила.

Вместе с разработкой сценария начинается разработка функционального прототипа будущего курса. Функциональный прототип — это небольшой фрагмент электронного курса от 5 до 10 слайдов, включающий в себя:
- Плеер курса
- Элементы навигации — кнопки, пиктограммы, маркеры
- Примеры графического оформления и первые графические концепции для согласования с заказчиком

-3

Цель прототипа — создать у будущих пользователей представление о графическом исполнении итогового продукта, удобстве, навигации и других элементах курса.

В результате этапа заказчик получает на согласование сценарий с проверочными заданиями и функциональный прототип.