В первый год царствования Павла I жители Петербурга наблюдали, как на площади перед Зимним дворцом сжигали ассигнации.
При Екатерине в обращение введены первые бумажные деньги. В России их называли ассигнациями. Неразумный выпуск в огромном количестве привел к неравноценности бумажного рубля и серебряного. Павел объявил о своем намерении покончить с ассигнациями, переделать русские монеты на немецкий лад, вывести их на мировой рынок и упростить торговые связи.
О том, как появились бумажные деньги ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ.
Для этого необходимо было сделать так, чтобы она по весу и пробе соответствовала самой распространенной западноевропейской монете - талеру. В разных странах его называли по-разному: гульденгрошен, ригсдалер, таллеро, доллар.
Павел I запретил выпуск прежних рублей и начал чеканку рублей более крупного размера и с большим содержанием чистого серебра. Новые монеты соответствовали "альбертову" талеру - наиболее полноценному из всех западноевропейских талеров (содержание чистого серебра - около 28 граммов, общий вес монеты - около 29 граммов). Был изменен и внешний вид отечественных рублевых монет. С них исчез портрет императора.
На лицевой стороне помещалась монограмма императора, составленная из начальных букв имени, расположенных крестом с цифрой "1" в центре.
Но чтобы новые, павловские, рубли вытеснили старые, екатерининские, требовалось время. Отчеканенные еще при Екатерине II рубли решили временно оставить в обращении. В России появились два типа монет одного и того же номинала, но с разным содержанием чистого серебра.
Как только в России появилась собственная тяжелая и высокопробная монета, западные купцы стали скупать ее, обменивать на талер, который русская казна покупала за 1 рубль 40 копеек. Поэтому эксперимент по переводу российских монет на тип "альбертова" талера потерпел крах.
Уже через год чеканку более полноценных павловских рублей прекратили. Содержание чистого серебра в рублевиках вернули к прежнему стандарту - 18 граммам, сохранили лишь новое оформление монет.
Но окончательно отказываться от продвижения русской монеты на западный рынок не хотелось. Правительство Павла I начало разрабатывать проект выпуска еще одной крупной серебряной монеты с содержанием чистого серебра на уровне 27 граммов, то есть больше, чем в екатерининских рублях, но меньше, чем в "альбертовом" талере. Сохранилось всего лишь несколько экземпляров этой монеты.
Номинал на монете решили не указывать, а отчеканить вместо этого лишь слово "ефимок". Это делалось для того, чтобы вывести монету на западноевропейский рынок. Кроме того, на некоторых экземплярах есть надпись на гурте с указанием цены монеты в одной из западноевропейских валют.
Соотношение чистого серебра в ефимках ( 27 граммов) и рублевиках екатерининского образца (18 граммов) составляло 1,5 : 1 . Иными словами, если бы ефимки были выпущены в обращение, то они бы ценились по 1,5 рубля, что несколько превышало стоимость талеров на российском рынке . Поэтому их перечеканка в западноевропейские монеты становилась невыгодной.
Но проект остался незавершенным, как и остальные попытки Павла оздоровить денежное обращение в стране. Правительству пришлось вернуться к выпуску ассигнаций из-за постоянного дефицита бюджета.
Если хотите узнать больше захватывающих историй о деньгах, ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал.