Я перестала завершать проекты, придерживая свои ресурсы. Клац, и я обнаружила себя в «ловушке неделания» и имитации бурной деятельности.
В статье «Что мы упускаем при развитии карьеры?» мы говорили о многообразии ресурсов, которыми мы обладаем. Я шла к этому ощущению постепенно несколько лет. Однако в конце этого лета отловила себя на нежелании тратить свои ресурсы и завершать проекты. Я делала маленький шаг по какому-то проекту и тут же переключала свой фокус внимания на рутину: детей, лагеря, дом, здоровье и т.п.
Удивительно для меня, что даже понимая, как много у меня ресурсов и имея долгоиграющие насыщенные планы, я стала говорить себе, что мне не хватит ресурсов. Знакомо вам такое состояние?
Я попала в него по ряду причин. И, как оказалось, основная из них — прошлый опыт. Я несколько раз заходила с энтузиазмом в многообещающие проекты, погружалась на 100 процентов, а выходила из них опустошенной и неудовлетворенной. И теперь я стала опасаться повторения этой истории.
Такое состояние в психологии называется выученной беспомощностью, когда индивид не ощущает связи между усилиями и результатом и перестает стараться что-то изменить. Как коуч я постоянно наблюдаю его у своих клиентов и помогаю им выйти из него. Но в то же время и я человек, который может сам в таком состоянии оказаться.
Выученная беспомощность
Вы́ученная беспо́мощность (англ. learned helplessness), также приобретённая или зау́ченная беспомощность — состояние человека или животного, при котором индивид не предпринимает попыток к улучшению своего состояния (не пытается избежать отрицательных стимулов или получить положительные), хотя имеет такую возможность.
Само явление было открыто американским психологом Мартином Селигманом в 1967 году. Он вместе с коллегой Стивеном Майером поставил эксперимент с собаками и ударами электрическим током.
Три группы собак и два этапа. На первом этапе первой группе давали удары током и возможность убежать, второй группе — давали удары током и не давали возможности его избежать, а третья вообще не получала никакого воздействия током. На втором этапе все группы были помещены в абсолютно одинаковые условия: удары током давались и была возможность прекратить воздействие током. Только вторая группа собак с опытом неконтролируемости воздействия током в итоге просто ложилась и, поскуливая, переносила удары всё большей и большей силы.
В итоге, исследователи пришли к выводы, что в основе возникновения беспомощности лежат не сами неблагоприятные события, а неконтролируемость этих событий.
Если мы никак не можем повлиять на возникновение неприятности в рамках ситуации, то мы со временем перестаём даже пытаться что-то изменить. Формируется пассивность и отказ от действий.
Поэтому индивиды, которые любят всё держать под контролем, будут сразу отказываться от такого бесконтрольного опыта. Остальные же будут делать несколько попыток, но потом всё равно сдуются и сформируют состояние выученной беспомощности.
Хотим мы или нет, но мы все попадаем в состояние выученной беспомощности. Это сложилось исторически. Селигман и Майер, продолжая свои исследования уже в 2000-ых годах, показали, что изначально мы находимся в состоянии беспомощности и, постепенно усваивая идею о возможности контроля, мы её преодолеваем.
Так, наши древние предки мало что контролировали в своей жизни и зависели от внешних обстоятельств в большой степени. В процессе эволюции человек развивал свои префронтальные зоны больших полушарий, отвечающие за регуляцию реакций на разного рода событий. И с их развитием мы начали формировать у себя убежденность, что наши действия на что-то влияют в этом мире.
Как выявить состояние выученной беспомощности?
Случаи выученной беспомощности легко обнаружить. Определите то, от чего вы отказались или даже боитесь начинать. И спросите себя:
- Что меня останавливает?
- Каков мой прошлый опыт? Сколько раз я пытался? И что из этого получалось?
Если то, что вас останавливает, опирается на прошлый опыт, то вы в состояние выученной беспомощности по отношению к этой ситуации.
Примеры таких кейсов в профессиональной деятельности:
- Хотел устроиться на работу, будучи студентом. Сходил два раза на собеседования. Оба раза сказали, что слишком молод и ещё некомпетентен. Больше не пытался.
- Попросил один раз о повышении. Встретился с удивленным лицом руководителя и невнятным ответом, что это маловероятно. Продолжаю работать на своём месте.
- Нанял для разгрузки своего объёма задач личного ассистента (няню, уборщицу smm-специалиста, таргетолога и т.д). Отношения не сложились, качество работы не устроило. Теперь эту часть задач делаю только сам.
- Поучаствовал в онлайн-проекте первый раз, не понравилась отдача и качество общения. Решил, что онлайн не моё, и вернулся в офлайн.
- Боюсь даже садиться писать план по продвижению себя как специалиста, поскольку уже устал сливаться и ничего в итоге не делать, согласно плану.
- Забросил вести свои социальные сети для продвижения. Раньше публиковал много и часто, прилагал усилия, но всё равно запросов на услуги не поступало.
Как прервать состояние выученной беспомощности?
Чтобы выйти из состояния выученной беспомощности надо вернуть себе ощущение контроля. Если ситуация не скатилась ещё в депрессию и не сопровождается физиологическими изменениями в организме, то можно сделать это самостоятельно (без медикаментозных вмешательств и психиатрического лечения).
Для этого надо переосмыслить свой опыт и увидеть то, что позволит получить другой результат, вернув тем самым ощущение контроля. Либо сформировать и выполнить новые действия, которые изменят результат, либо найти свой ресурсный фокус для переоценки результата.
Так, например, для ранее приведенных случаев выученной беспомощности можно сделать такой пересмотр:
- Для кейса с трудоустройством студента можно: выявить, какие компании требуют опыт, а какие ценят талант; понять в какой роли уже можно начать карьеру, стажёра или партнера в своем собственном проекте.
- Для продвижения по карьерной лестнице можно проанализировать, как именно было сделано предложение руководителю; осознать, какую такую ценность я могу дать руководителю в новой роли, чтобы ему захотелось меня повысить; прийти к нему с новым предложением о предоставление этой ценности, а уже после поговорить о повышении в связи с выполненной работой.
- В ситуации с наймом помощников: понять, что стало причиной разлада; принять, что поиск нужного человека может занять какое-то время; сформулировать для себя более чёткие критерии-требования к кандидату и кейсы для точечной проверки соответствия им; сделать несколько попыток до нужного результата.
Если вам сложно сделать пересмотр самостоятельно (и это нормально), то вы можете обратиться за поддержкой к заинтересованному лицу: другу, наставнику, психологу или профессиональному коучу.
Если же вы хотите поработать именно со мной на тему выхода из состояния выученной беспомощности, то я буду рада вас поддержать и приглашаю на встречу-знакомство для обсуждения деталей сотрудничества.
Мой кейс по проектам
Если вернуться к моей истории с проектами, то пересмотр моего опыта привёл меня к пониманию, что многие из прошлых проектов были инициированы не мной. Я присоединялась к другой команде и участвовала по их правилам. Иногда я не могла реализовать всё так, как я это вижу. Иногда я просто работала не с теми людьми. Иногда я формировала неоправданные ожидания по поводу того, что не являлось прямым следствием моих усилий. Поэтому удовлетворения от вложенных усилий не приходило.
Но сейчас на повестке только мои проекты. И я решила сместить свой фокус внимания на то, что реально является следствием моих усилий: мой опыт, развитие, публичность, применение и наращивание моих знаний.
Осознав это и сделав выбор двигаться так дальше, я выдернула себя из состояния беспомощности и вернула свою вовлечённость в свои же проекты, чего и вам желаю.
Всем любимого дела и движения в нём!
Вопрос от коуча: В какой ситуации вы сейчас находитесь в состоянии выученной беспомощности? И что будете делать теперь?
Если вы хотите цитировать эту статью, то используйте ссылку на источник.