Найти тему

Знай свой шесток. «Дело Артамоновых» Горького.

Оглавление
«Народ <…> поневоле начинает сомневаться: «Вот она где, значит, настоящая сила, вот она где всегда сидела; стань богат, и все твое, и все можешь».
Ф. М. Достоевский «Дневник писателя. 1876 январь.»

Творчество Горького на мой взгляд сильно недооценено. Понятное дело, что прослойка читающих его людей все же огромна – тут и родившиеся, выросшие в СССР, ностальгирующие, левые различных толков, сочувствующие и, наконец, аполитичные любители русской литературы (хоть мне и непонятно, как можно читать русскую классическую литературу и не интересоваться политикой). Я имею ввиду, что Максим Горький незаслуженно обделен вниманием оставшейся части общества. Молодые и юные им вроде как не интересуются, а центристы, и тем более правые, подавно. И это печальный факт, так как в отличии от советских классиков, выросших в новой социалистической стране, Горький застал превращение Империи в СССР. Он горел Идеей с первых литературных попыток, был остер на язык и не стеснялся критиковать новый строй слева. И даже какое-то время был в опале. «Итальянская ссылка» - показательный пример.

Максим Горький и его творчество могут многое рассказать о народе. Для идеологических оппонентов это знание способно скорректировать курс, поправить точку зрения. Гениальный классик нижайшего происхождения, буквально, протоптавший себе дорогу наверх, относится к тем писателям, про которых можно сказать: «Типичный русский мужик» (еще, к примеру, Шолохов и ­­­­­­Леонов). А у русского мужика какая идеология? Нечто среднее между красными и белыми, некая «русская идея».

«Дело Артамоновых» повествует нам о людях, что забыли и предали эту «русскую идею», подменив ее «делом». Если брать еще шире, то роман о поиске смысла жизни.

Первое поколение

Получивший волю, глава клана Илья приезжает в город Дремов строить фабрику. В лице этого персонажа Горький рассматривает первое поколение фабрикантов-капиталистов. Итак, бывший приказчик, целью своей жизни ставит создание дела. Илья Артамонов кажется мне человеком механическим, чрезмерно деловым. Я не могу связать эту хватку ни с чем другим, как только с тем, что насмотрелся наш бывший приказчик на хозяина. Был он неким князем и, видать, чем-то промышлял. Возможно, что и фабрикой. Получив свободу и деньги за хорошую службу, заручившись рекомендацией князя, Илья Артамонов решает и самому «быть как боги». В конфликте начальника и работника, последний ставит себе цель стать начальником. Собственное видение жизни и ее цель подменяются видением и целью другого. Того, кто выше и у кого власть, деньги. Социальный статус и богатство, успех становятся мерилом качества жизни. Думаю, что даже не стоит проводить параллель с сегодняшним днем – все очевидно. Однако, стоит сказать, что в романе о причинах создания Ильей фабрики умалчивается. Строит и строит. Это я, экстраполируя свой опыт, пытаюсь понять, чем мотивирован персонаж. Роману мои догадки не противоречат.

Символична участь Ильи. Он умирает в процессе строительства фабрики, надорвавшись. Сколько таких основателей, что жизнь свою положили в дело? Есть все - деньги, свобода, сыновья. При других условиях, по другой жизни осесть бы человеку, да нет. Глубоко копает Горький, ведь Илья вполне мог обосновывать свой выбор (строительство фабрики и гонку за успехом) еще и заботой о семье, о будущем сыновей. Мол, сам натерпелся, насмотрелся, и если не я, то хоть они будут жить хозяевами. Конечно, любой по тем временам мог позариться на такую участь, но не любой получал свободу и деньги за службу. Вспомним, на каких условиях было отменено крепостное право. Илья – очень удачливый человек. Делец.

Второе поколение

Три сына у Ильи. Петр, Алексей и Никита. Старший сын Петр продолжает дело отца. В этом моменте у романа открывается еще одна грань: проблема воспитания, конфликт поколений. Пример отношений отца и Петра показателен. Все их беседы так или иначе касаются дела. Об отвлеченных вещах они практически не разговаривают, и любой внимательный читатель поймет: Илья воспитанием детей, серьезно и систематически, не занимается. Есть свободная минутка, воля случая, и вот отец что-то «мудрствует». Кратко и по делу. Он просто смотрит как они растут и что из них получается. Исходя из увиденного, предполагает их участие в деле. Они уже не сыновья, а работники, и живут они для фабрики.

Если Петр продолжает дело отца только потому, что так получилось и так положено, то средний сын Алексей живет по-другому. Слабо прописан этот персонаж, но даже этого достаточно для понимания того, что он мнит себя «выбившимся в люди». Богатство, положение (не глава дела, но лицо серьезное), крепко поставленный быт. Для Алексея характерно наведение суеты. Любое его появление в романе, вся его деятельность представляет собой выбросы энергии. Можно заметить еще, что Алексей своим положением недоволен и метит выше. Дети получают образование, да и сам он стремится в интеллигенты. Опять-таки, показательный персонаж получился у Горького. Когда есть все и даже чуть больше, человеку и этого становится мало. Как бы еще сделаться влиятельнее, как бы вершить еще большие дела. Я, к сожалению, не могу сравнить этого персонажа с кем-то из русской интеллигенции, мне не хватает знаний. Но скажу, что в наши дни человек подобный Алексею обязательно занялся бы тем же самым. Кипучая деятельность, суета. Дорвавшись до денег и положения, он бы полез в родословную, искать дворянство. А если б его не нашел, то основал бы фамилию со всеми атрибутами (герб, девиз и т. д.). Подобные люди метят в аристократию.

Межличностные отношения братьев оттеняются младшим, горбуном Никитой. Трудолюбивый и добродушный, он позволяет Горькому высказаться и о религии. Вся сюжетная ветка персонажа, в основном, об этом. В монастыре Никита теряет Бога, но находит последователей. Известный атеист очень тонко критикует Церковь и народную веру. Стоит сказать, что об этом сказано мало и только для того, чтобы усилить основной посыл романа – не удивительно что что-то ломается, удивительно то, как при отсутствии воспитания, умения говорить и слушать, это что-то еще держится.

Мало того, что братья не понимают друг друга, так вся семья чурается и жалится над калекой. Отец не интересуется Никитой и даже на смертном одре еле-еле о нем вспоминает. Отсутствие воспитания, семейных укладов и традиций поселяет промеж братьев недопонимание. Как отец с ними, - не уделял им внимания, не общался, - так и они меж собой. Каждый свои думы носит в себе. Болезнь эта наследуется уже их сыновьями…

Третье поколение

У Петра два сына – Илья и Яков. Так же, как и его отец, он наблюдает за тем, как растут его дети. Видит, что Илья больше всего подходит на управление делом и мнит его преемником. Однако, если отец Петра передал дело сыну «случайно», а тот «согласился» лишь от того, что не имел в себе разумения и воли устроить свою жизнь иначе (он на протяжении всего романа никуда и ни к чему не стремится, живет жизнь которую ему запрограммировал отец; так же когда-то запрограммированного), то Илья уже совсем другой человек. Он растет в других условиях и, наблюдая за фабрикой, приходит к выводу, что это не дело для людей, а люди для дела. Петр отрекается от сына-революционера.

Что вырастет из детей всегда загадка. Илья, как человек морали, осмысляя жизнь, порывает семейные узы, в то время как его брат Яков просто плывет по течению. Вроде отца надо сменять, вроде интересно, а вроде и нет. Деятельность Якова хаотична, в основном глупа и не имеет смысла. Он заложник событий, происшествий. Все есть и ничего не хочется. Как жил, ни в чем не принимая участия и ни за что не беря ответственности, так и сгинул.

У Алексея сын Мирон. Инженер, смотрит на Запад. Делом занимается так же, как и все – потому что надо, а не по призванию. Однако, на роль будущего хозяина фабрики он подходит лучше всего. Да вот не задача, у передачи наследства есть свои правила. Ставший типичным собственником, Петр разве может передать управление кому бы то ни было, кроме сыновей (Илья, Яков)? Персонаж, как и его отец Алексей, прописан слабо и есть лишь пятно краски. Показательное, характерное, но в таком коротком романе, не поддающееся основательному раскрытию.

Итого, мы имеем обширную палитру умов и настроений фабрикантов-капиталистов. Все заняты одним делом, да только мыслят о нем по-разному. Каждый представляет собой некую силу, направление, между которыми нет согласия и договоренности. Хозяева множатся, хозяева мельчают, дело загибается…

-2

Не почему, а для чего все кончилось так?

Горького интересовал упадок и вырождение капитализма на примере дела вымышленной семьи Артамоновых, что угасло в третьем поколении. Оно могло угаснуть раньше, могло позже – не стоит зацикливаться на цифре. Она взята, дабы показать что случается, когда ширится число наследников и каждый тянет на себя. Горький описывает ситуацию, в которой дело становится во главу угла, и люди превращаются в его рабов. Внимательно читающие роман подметят, что случилось это не в третьем поколении, а при самом зачатии фабрики. И опять вопросы, вопросы...

Что ж, может тогда вообще ничего не делать? Жить как живется, работать на дядю? Утрирование – прием, в этом случае, пошлый. Максим Горький описывает конкретных людей в конкретное время. Получивший свободу человек, в силу привычки к подчинению приобретает в себе чужое стремление к богатству. Он заражен болезнью иной социальной группы. Не будем забывать и о страхе за будущее семьи. С капиталом всяко легче.

Итак, мы приходим к мысли, что идея создания дела - не Артамоновых идея. Могла ли у Ильи, основателя и подлинного хозяина фабрики, быть другая идея? Чего ему недостало для ее выработки?

Семья Артамоновых – продукт своего времени, к которым применимо высказывание о сверчке, которому не стоит забывать свое место. Я вовсе не о том, что родившись в нищете ты должен там и оставаться, нет. Я о том, что любое положение, любая профессия и любая роль могут быть достойными. Положение рабочего, наемного трудящегося не есть второсортное, как у нас сейчас принято думать. Соответственно, и владелец бизнеса не есть высшая точка развития личности. Сегодня мы более-менее равны в возможностях и можем, занимаясь практически любой деятельностью, чувствовать себя достойно. Я говорю «практически», потому что во времена СССР любая трудовая деятельность обеспечивала достойную жизнь. Ныне мы этим похвастаться не можем, шагнув назад. Это объективно. Но все-таки мы далеко ушли от тех времен, когда люди не осознавали свое достоинство, достоинство своего труда и борьба за это достоинство только-только зарождалась.

«Дело Артамоновых» - трагедия семьи, что не нашла в себе достоинства. Единственным выходом стало сооружение бизнеса, дела, в котором семья растворилась и погибла. Чужое, хищное стремление к наживе было понято, как благородная цель.

Я задаюсь вопросом, а если не дело, то что? Чем еще Артамоновы могли заняться? Думал я, думал, да только все тропки ведут к революции…

Контакты:

Ютуб – разговорный жанр; обо всем, чему не нашлось места в остальных соц. сетях.
Яндекс.Дзен – сухая выжимка, только статьи.
Инстаграм – татуировка и ей сопутствующее; личная жизнь и быт.
Телеграм – агрегатор всех соц. сетей.

Поддержать поступком:

Вы всегда можете подписаться на уведомления сообщества, рассылку материалов или выразить поддержку материально.

Яндекс.Деньги — 4100 1703 6817 712

QIWI — +7 977 340 65 97