Однажды мне в моем маленьком городе попалась вывеска: "Школа казачьего шашечного боя". Большая такая, развесистая, на половину фасада одноэтажного домика, где эта школа располагалась.
Позвонил интересу ради. Спрашиваю:
-По каким принципам обучаете?
-Ну, у нас тут шашка в сочетании с тхэквондо...
-ВТФ?!..
Короче говоря, ребята сами не очень-то и знали такой тонкий народный инструмент, как шашка. И технику "шашечного" (на самом деле - сабельного) фехтования. Зато знали тхэквондо, и решили все это совместить. Чай, лох не мамонт, до сих пор не вымер...)
Я уже неоднократно упоминал, что казаки - это самые "залегендированные" на данный момент в русской истории воины. В том смысле, что легенд и баек про них ходит больше всего, и львиную долю из них они же сами про себя и распространяют. В частности, чрезвычайно живуча такая легенда, по которой казак - это великий воин как бы по умолчанию. Априори. Изначально. Просто потому, что он казак. И привеском к этому - непременные рассказы о неких особых техниках казачьего боя. И хорошо если только шашкой, а то приплетут "ножевой бой" пластунским ножом - и хоть святых выноси...)
Что ж. Вот вам краткий экстракт про то, как казаков в Российской империи учили фехтованию на самом деле. В конце статьи будет ссылка на полномасштабную работу (не мою), кто захочет ознакомиться подробнее - велком...)
Боевое фехтование для казаков
Примерно к середине XIX века многие казачьи подразделения российской армии пребывали в... Мягко говоря, неудовлетворительном состоянии. В том числе и в плане базовых навыков - владения оружием и даже верховой езды. Крымская война и второе польское восстание середины 60-х годов вскрыли эту проблему, как скальпель хирурга вскрывает нарыв. После похода в Польшу некоторые казачьи полки вообще оказались на личном контроле у императора, повелевшего срочнейшим образом довести боевую подготовку в них до мало-мальски приличного уровня.
Проще говоря - многие казаки не только шашкой или саблей махать не умели, но и на коне сидели, как собака на заборе.
"...За небольшим исключением передовых станиц Кавказской линии, где военная тревога вносит еще военное развитие в домашнюю жизнь казачьего населения, надобно согласиться, что нынешний казак, хотя приходит на службу с конем и оружием, но без достаточного умения владеть и тем, и другим."
"Военный сборник", 1860.
"Данное в 1835 году войску Донскому положение узаконило возстановление военных казачьих игр и обучение в станицах малолеток; но первого уже невозможно было привести в исполнение, по некоторым изменившимся в домашнем быту казаков обстоятельствам, отчего добровольные собрания молодежи на игры сделались затруднительны; обучение же малолетков встретило еще бóльшие препятствия: во-первых, не скоро составилось понятие, чему нужно учить казаков; во-вторых, негде было найти инструкторов. Хотя войсковое начальство и распорядилось предоставить частное инструкторство отставным унтер-офицерам и рядовым казакам из лейбгвардии Казачьего полка, которые собирали малолетков по станицам и хуторам, в праздничные дни, показывали им сабельные приемы и приучали к маршированию, но для донских полевых полков потребно было не такое ограниченное воинское обучение, и потому оно приносило им мало пользы."
И. Краснов, "Обучение молодых казаков в Донском войске", 1865.
Примечательные строки, не правда ли? "Не скоро составилось понятие, чему нужно учить казаков". "Негде найти инструкторов" (!). Сабельные приемы показывают детворе только по праздникам гвардейские унтера, но толку с этого нет - фехтование требует регулярных занятий. А регулярно, сиречь хотя бы три раза в неделю по вечерам, "малолетков" никто ничему не учит...
Краснов этот самый - генерал-лейтенант гвардии, командир Лейб-гвардейского казачьего полка, между прочим. Настоящий казак, не свежевыдуманный, вроде современных.
И неудивительно. Я уже писал в одной из статей, что в условиях обычной жизни, без постоянно довлеющей угрозы (не на фронтире, не на передней полосе обороны) очень мало кто из "иррегуляров" всерьез занимается воинским искусством. Жизнь в станице - то же самое, что жизнь в деревне, а в ней человек постоянно занят. Хозяйство пригляда требует, крепкий хозяин ни минуты без дела не сидит: то крышу починить, то колодец почистить, то дров наколоть, то для лопаты новый черенок выстругать. Понимаете?
Дел полно, они занимают 90% свободного времени, и на воинские упражнения, если не висит прямо над головой черкесская шашка, всем в общем-то начихать. Они начинают восприниматься как что-то неважное, необязательное, в обычной жизни совершенно ненужное, зато отнимающее кучу сил и времени. Вот и приходит в полк казак, которому на саблю или шашку, коня и пику всей станицей как-то собрали, а вот пользоваться всем этим толком не научили.
Поэтому в российской армии казаков доучивали.
Принципы обучения
Армейское фехтование - и само-то по себе урезанное, а в РИ, например, "Воинский устав о строевой службе казачьих войск" (1861 г.) хоть и включал в себя главу "Рубка шашками", но техники давались основательно сокращенные по сравнению с техниками для регулярной кавалерии. Более простые стойки, отсутствие, например, приемов для боя во время отступления, еще несколько нюансов. Кстати, ни в одном документе XIX века вы не найдете утверждения, что шашка чем-то таким особенным в плане фехтования отличается от сабли или палаша. Всем видам клинкового холодного оружия учили одинаково. Унифицированно.
Изначально казаков обучали только "рубке шашкой" верхом. Потом добавилось обучение и в пешем строю. В станицы из учебных полков присылали инструкторов, которым полагалась плата - за каждого хорошо обученного казака рубль, но набирать в группу более 25 человек воспрещалось.
"...должно быть наблюдаемо, чтобы наибольшее число дней и учебных часов употреблялось: при обучении в станицах – на приготовительные занятия к стрельбе, затем – на смелую езду, упражнения во владении холодным оружием пешком и на коне, и наименьшее – на пеший строй; при обучении же в лагерных сборах, наибольшее – на стрельбу и владение оружием, затем – на конное учение и наконец – на пеший строй."
Указ "О правилах для обучения строевой службе казаков приготовительного разряда войска Донского", 1876 г.
Хотя с 1875 года обучение работе клинковым оружием и в казачьих частях, и в прочих видах кавалерии происходит одинаково. Дается один и тот же набор приемов, причем упор делается на рубку глиняных чучел, и в меньшей степени - на отработки навыков вольного боя.
Грубо говоря, в плане навыков фехтования средний казак того времени ничем не отличался от, скажем, драгуна. Махать клинком учили их единообразно. Различия были в других нюансах...
В течение второй половины XIX века перечень приемов фехтования в воинских уставах (и для казаков, и для всех остальных) постоянно сокращался в силу увлечения принципом "в бою главное - ударить первым". В какой-то момент в уставах в принципе исчезли... Защиты. Как тогда говорили - отбивы или "парады". Например, "Устав строевой казачьей службы" 1896 года включал в раздел рубки на коне (так это именовалось) всего три укола - налево, вполоборота налево и вполоборота направо, и три удара - вполоборота направо, направо и вниз направо (по пехотинцу).
Противника слева считалось более целесообразным колоть. Справа - рубить. В предыдущих уставах (общекавалерийских) были описаны удары и уколы даже назад (это сидя в седле!), но к рубежу XIX-XX веков от них было решено отказаться. Исчезли, как я уже говорил, и защиты, кроме отбивов пики (направо и налево). Штык полагалось отбивать шашкой так же, как пику, только в другом направлении. Он-то идет не просто сбоку, а еще и снизу, подлец такой...)
Но вот парировать вражескую саблю или палаш казачок теперь не умел. А это не такое простое дело, особенно верхом - ты не можешь уйти в сторону изящным вольтом, и особенно на казачьей шашке. Если подставить клинок не под тем углом, то вражеское лезвие легко скользнет по нему к руке - и прощайте, пальцы, здравствуй, инвалидность...)
В предыдущих уставах, к слову говоря, давался ряд отбивов клинка оппонента. Причем совершаться они должны были исключительно обухом или лезвием, но ни в коем случае не плоскостью клинка.
Упор делался, как уже упоминалось, на хорошую постановку удара - чтобы рука не заваливалась и клинок не прилетал в цель плашмя, чтобы разруб был глубоким, а рана получалась фатальной. Вольному же сабельному бою в казачьих частях учили, но в самую последнюю очередь, и, как правило, только лучших. Самых опытных и самых увлеченных этим делом. Большинство строевых "станишников" его не знало - исключая тех, кто хотел пробиться в унтера. Фехтовальные навыки были обязательны для получения любого унтер-офицерского звания.
Вот такие дела...)
Уставы и прочие документы цитируются по:
С. В. Самгин. "Фехтование в Русской императорской армии в XVIII - XIX веках. Длинноклинковое оружие"