Сразу после того, как в августе возобновили авиасообщение между Турцией и Россией, тысячи туристов отправились в Анталью, Аланью, Стамбул. В их числе поехала на море наш постоянный автор и эксперт, руководитель компании Rentsale Юлия Титова. Своими впечатлениями, туристическими и не только, она поделилась с нами.
- На первый взгляд, в России менее строгие правила: у нас в аэропорту никто не следит, где именно ты носишь маску – хоть на подбородке. Турки же за этим следят очень строго. Персонал в аэропорту даже разговаривать не будет с пассажиром без маски, если, конечно, общение не происходит на паспортном контроле, где нужно просто идентифицировать человека. Вместо напольной разметки о соблюдении дистанции, как у нас, в турецком аэропорту установлены барьеры. Получается, одна семья занимает один «лоток».
- В крупных магазинах тоже заставляют носить маски. В некоторых продуктовых магазинах и аптеках работники надевают маски, только когда на кассу подходит покупатель. А вот в небольших сувенирных лавках всё просто: все ходят без средств защиты. В общем, везде по-разному.Торговые центры не то чтобы пустуют, но выглядят не так оживленно, как обычно.
- На улице никто в масках не ходит. В Аланье складывается ощущение, что коронавируса вокруг нет вообще. Если не обращать внимания на надписи вроде Keep social distance и санитайзеры в помещениях, о происходящем можно забыть. И это я говорю про жизнь в туристических зонах. Когда в горы уезжаешь – там вообще никого ничто не заботит. Повсюду обычная, «мирная» жизнь.
- Более того. Перед пляжами вовсе установлены значки с перечёркнутыми масками. Вроде как заразился – твоя проблема, боишься – не ходи на пляж. Социальную дистанцию в полтора метра формально обязывают соблюдать, хотя никто правилам, конечно, не следует…
- Большинство уличных ресторанов открылись совсем недавно (в отличие от заведений при апарт-отелях – они чаще закрыты). Кафе стали повсеместно работать на вынос. Все посетители, конечно, без масок – едят, пьют… Впрочем, в ресторанах на входе практически везде меряют температуру. И если взрослые относятся к этому как к необходимому злу, то у детей, по крайней мере моих, эта процедура даже вызвала удовольствие – сами подбегают и просят.
- Многие гостиницы стоят закрытыми. Открыты муниципальные детские площадки, а вот детские зоны при ресторанах – нет. Аквапарк работал, но только в выходные дни.
- Во многих ЖК пока ещё не наполнили бассейны, да и в некоторых отелях они стоят пустыми. Дело в том, что если комплекс решает запустить бассейн – а значит, и пространство вокруг, то нужно нанять специального человека, который будет ходить и обрабатывать лежаки после каждого посетителя. Это дополнительные деньги, и на собраниях жильцы решают, есть ли у них ресурсы на это. Многие соглашаются, что проживут и без бассейна.
- Этот туристический сезон получается гораздо скромнее обычного. Снижение турпотока несильно ощущается в выходные дни и на бесплатных пляжах. Там, где пространство заполняют туристы и местные жители. Но если посмотреть на зоны с платными лежаками… Они почти все пустые! Раньше эти лежаки на целый день арендовали европейцы, сейчас же такие места мало кто берёт.
- Большинство работающих кафе пустуют. В частных магазинчиках – с полотенцами, сувенирами, обувью – дела тоже обстоят печально.
- Впрочем, местные продавцы не отчаиваются – предлагают экскурсии, массаж, хамам с утроенной силой. Сколько бы раз ты мимо них ни прошёл – каждый раз предлагают купить у них. Знают, что им ответят отказом, ведь ты уже десятый раз за день проходишь мимо. Но всё равно настойчиво предлагают! Даже активнее, чем раньше.
- Вторичного жилья, да ещё и качественного, на побережье Турции, как известно, не так уж и много. Владельцы-иностранцы в последние месяцы продать свои объекты не могли, даже если бы хотели, – границы-то были закрыты. А те, кто просидел всю пандемию у моря, продавать точно не собираются: их такой карантин вполне устраивает.
- Застройщики тоже не настроены распродавать квартиры. Во-первых, люди так или иначе покупают жильё – те «наши», кто внёс залог во время пандемии, сейчас приезжают и продолжают платежи. Во-вторых, не будем забывать про арифметику бизнеса. Значительная доля от стоимости квартиры – непосредственно стоимость строительства. Остальная сумма – это выгода застройщика. И меньшую прибыль он получать не хочет, он лучше реализует объект позже – через год, через два. Но никак не снизит на него цену.
- Вырос спрос на дома с участками. В Турции всегда были популярны апартаменты, а сейчас вижу – спрашивают виллы, чтобы со своим садиком.
- Вторая тенденция – в Турции всегда ценились комплексы с инфраструктурой: хамамом, бассейнами, площадками. А сейчас – клиенты стали активнее искать предложения без айдата, чтобы по минимуму платить ежемесячно.
P.S. За день до выхода этого материала пришла новость о введении всеобщего масочного режима на территории всей Турции. Получается, мы "успели"?..
*Оригинал статьи тут.