Буддийское отшельничество совершают не для того, чтобы немного отдохнуть от контактов с другими людьми и перезарядить энергию. Его совершают для того, чтобы очистить сознание от толщи неведения и груза кармического шлака, накопленного с безначальных времен. Можно сказать, что жизнь только одна и она никогда не кончается. Одно и то же сознание, по своей природе не способное на смерть, переходит из одной формы существования в другую и несёт с собой в виде кармических отпечатков (васана) энергию всех впечатлений и действий, когда-либо им совершенных.
Это называется энергией кармы или кармической праной (ветром).
Она обуславливает все дальнейшие действия сознания и миры, в которые оно попадает, как отражение попадает в зеркало.
Отшельничество совершается для того, чтобы с помощью специальных инструментов пути, различных форм медитации, трансформировать энергию кармы в энергию знания и свободы, или энергию мудрости.
В буддизме Ваджраяны главный принцип действия - это трансформация энергии сознания.
Знание и свобода - это не что иное, как трансформированные неведение и паранойя. Как лед и вода. По природе это одно и то же, но проявляется по-разному.
Когда вы видите сон, то отождествляете себя с одним из его персонажей, взаимодействуете с другими существами, которых видите - отдельными и реальными. Там есть растения, реки, горы и все это, по-видимости, живет самостоятельной жизнью.
Если в момент сна вы понимаете, что это сон, то одновременно понимаете,что вы не являетесь тем, с кем себя отождествляете.
Понимаете, что во сне нет субстанций дерева, огня, воды и так далее - всё это лишь игра вашего сознания. Всё, видимое во сне, является только проявлением творческой энергии сознания.
Так неведение превращается в знание.
С точки зрения буддизма, мир существует, как союз двух истин - относительной и абсолютной.
Относительная истина - это то, каким все видится сознанию, не прошедшему трансформацию с помощью пути.
Абсолютная истина - это то, каким все является на самом деле.
Эти две истины не совпадают на все 100%.
Во сне вы видите тигра - он злой и опасный, вы взбираетесь на дерево - оно плотное и жесткое, и вы потом прыгаете в воду - она мокрая и глубокая. Это - относительная истина. Она имеет право на существование.
Но во сне нет ни воды, ни древесины, нет ни вас, ни других - это лишь игра энергии сознания и это - абсолютная истина.
Две истины существуют одновременно, но абсолютная истина не осознается спящим.
То же самое с обычной жизнью.
Цель медитации вернуть сознание из состояния сна и иллюзии к адекватному восприятию вещей, как они есть.
Если ты продолжаешь вкладывать всю свою энергию в сон, то никогда не проснешься.
Когда мы уходим в отшельничество, то активная центробежная энергия, которая расходуется на мирскую активность - действия, отношения, работу, компьютер, учение других, чтение и так далее, лишается своих обычных каналов и начинает проявляться, как внутренние движения сознания.
Незадействованная вовне энергия ума обрушивается на вас, как водопад, и это то, с чем можно эффективно работать с помощью адекватной практики - концентрации, визуализации, созерцания и прочее.
На поверхность из подсознания (алайя) поднимается то, что не имеет возможности проявиться при обычной жизни, и теперь получает возможность пройти трансформацию медитацией.
На пути мы очищаем два типа помрачений - эмоциональные и препятствия к знанию.
Первый тип - гнев, ревность, зависть и другие - понятны.
Второй тип помрачений - помрачения знания - относятся к укоренившимся привычкам к двойственному восприятию, к привычке воспринимать сон, как реальность.
На Западе люди, получившие первые незначительные проблески постижения, как правило, принимают это за реализацию. Они открывают медитативные центры и начинают учить других.
На востоке такой опыт, как сатори в дзен и реализация самосуществующей мудрости (рангджунг еше) в Махамудре и Дзогчен, считаются самым началом пути.
Ламы часто говорят - после того, как ты открыл пустоту, твой путь только начинается.
Полное просветление, состояние Будды - это полная и окончательная реализация Дхармакайи.
Говоря словами Дзогчен - Великого Совершенства - ,,полное истощение феноменов в Дхармакайе".
Тогда больше нет ни стен, ни времени, ни ограничений, ни чего-то, чему еще нужно было бы научиться.
Это - плод, стадия ,,не медитация больше".
Все, что до этого, находится в зоне пути. Поэтому многие великие учителя с сотнями тысяч преданных учеников, выполнив свою мирскую работу, уходят в отшельничество и продолжают практику. Путь рассчитан не на одну жизнь.
Другая причина отшельничества - просто нежелание крутить колеса сансары вместе с другими людьми.