В поисках лучших способов излечения человеческого тела целители на протяжении всей истории пробовали некоторые причудливые и, по современным меркам, часто тревожные и неэтичные способы борьбы с болезнями. Одна из самых неприятных - это практика прописывания порошка мумие - для здоровья.
В настоящее время, когда мы ищем пути к благополучию, соответствующие нашим потребностям и образу жизни, мы часто сталкиваемся с практиками, которые в лучшем случае кажутся странными, а в худшем - просто опасными.
От поддельных яиц йони до предполагаемого лекарства от всех болезней,, которое было запрещено Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов (FDA) как потенциально опасное для жизни, - множество так называемых оздоровительных продуктов вызывают удивление, и на это есть веские причины.
И если территория «хорошего самочувствия» 21-го века может иногда оказаться странной или даже тревожной, неудивительно, что в медицинской практике столетней давности еще труднее ориентироваться.
Трепанация, сверление черепа для облегчения мигрени или «высвобождения демонов», была грубым предшественником современной нейрохирургии.
Но в сумерках медицины появились еще более пугающие методы. Одним из них является глотания Мумия , Мумия порошок или другие остатки человека ради здоровья.
Когда, как и почему целители считали, что выписывать порошок мумие было бы хорошей идеей?
'Лайкумент из туш'
Практика назначения человеческих останков или их побочных продуктов для исцеления насчитывает сотни лет.
В главе « Лекарственный каннибализм в ранней современной английской литературе и культуре» Луиза Ноубл, старший преподаватель Университета Новой Англии в Армидейле, Австралия, отмечает, что некоторые из самых важных предков медицины, Гален и Парацельс, выступали за использование в лечебных целях человеческих останков.
Гален, римский врач и философ, живший во втором веке, «признает лечебный эффект при эпилепсии и артрите эликсира сожженных человеческих костей», - пишет Нобл.
И Парацельс, швейцарский алхимик и врач, живший в 1493–1541 годах, «отмечает, что самое благородное лекарство для человека - это человеческое тело, и способствует применению лечебной силы мумий, человеческой крови, жира, костного мозга, навоза и черепа в лечении многих людей. болезни », - добавляет она.
По крайней мере, между XII и XVII веками - и вплоть до XVIII века, согласно Ноубл, - мумиа широко использовалась в качестве наркотика в европейских странах.
Но что было мумией , или «мумией» на медицинском языке того времени? В ранних медицинских трудах Ближнего Востока слово или, скорее, его вариант, мумия , относилось к природной минеральной смоле .
Однако со временем для мыслителей и врачей Европы он приобрел различные значения.
Согласно фармацевтическому трактату 18-го века доктора Роберта Джеймса, этот термин может относиться к различным веществам, извлеченным из забальзамированных человеческих останков.
Доктор Джеймс также описал конечный продукт как «смолистую, твердую, блестящую черную поверхность, несколько едкий и горьковатый вкус и ароматный запах».
Однако не все вещества мумие были одинаковыми, как предполагает витиеватое описание доктора Джеймса. Иногда это слово относилось к смолистой жидкости, предположительно вытекшей из трупов: «бетонный раствор».
В других случаях он относился к «порошку мумий», мелко измельченным костям и другим останкам или «туше, обожженной под песком», как он выражается в трактате.
А в других случаях мумие относился к битуму , веществу, которое древние египтяне использовали для бальзамирования - то, что доктор Джеймс назвал «pissasphaltus».
Мумия и другие останки как панацея
Доктор Джеймс также объяснил, от каких недугов может лечить мумие. Он перечислил различные варианты его использования:
- разжижитель крови - « Мумия рассасывает свернувшуюся кровь».
- болеутоляющее - «эффективен при очищении головы от болей в селезенке»
- средство от кашля - «эффективно против […] кашля»
- противовоспалительное - «эффективно против […] раздувания тела»
- помощь при менструации - «эффективна против […] нарушения менструального цикла »
- средство, способствующее заживлению ран - «услуга консолидации ран»
Но могут пригодиться и другие части человеческих останков. В своем трактате доктор Джеймс также рекомендовал трупную кожу для «тяжелых родов и истерических заболеваний», жир для облегчения боли и «смягчение твердости рубцов» и кости для лечения «катара, отхождения менструаций, дизентерия и селезенка [диарея] ».
Тем не менее, по словам Ричарда Сагга, доктора философии, преподавателя Даремского университета в Соединенном Королевстве, не все были поклонниками мумие, даже когда это «лекарство» было в период своего расцвета.
Как он объясняет в статье в The Lancet , некоторые врачи XVI и XVII веков были особенно обеспокоены тем, что многие из «мумийных» лекарств были не настоящими - не извлеченными из настоящих древнеегипетских мумий - а подделками, полученными из трупов совсем недавно казненных преступников.
«Ссылаясь на поддельную мумию […], французский королевский хирург Амбруаз Паре посетовал в 1585 году, что« мы… по глупости и жестокости вынуждены пожирать искореженные и гнилые частицы туш самых низменных людей Египта или повешенных ». , - цитирует Сагг.
Спорная практика
На Западе история лекарств от мумий, лекарств от трупов и медицинского каннибализма глубоко уходит корнями в социальное неравенство и расовые стереотипы, но также и в совершенно иное восприятие человеческих останков по сравнению с тем, как большинство западных обществ рассматривают их сегодня.
Noble отмечает, что древние римляне верили, что «горячая кровь, выпитая из ран гладиатора, может вылечить эпилепсию». Поскольку большинство гладиаторов были рабами , представление о том, чтобы пить их кровь, подчеркивает широкий социальный разрыв: те, кто не имел гражданских прав, обеспечивали как ужасные развлечения на арене, так и лекарственные ингредиенты, которые в противном случае были бы запрещены.
Позже, в 16-17 веках, аптекари и врачи - или, скорее, наемные похитители тел - могли красть свежие, невостребованные трупы казненных преступников, и некоторые из этих тел могли стать источником лекарственных экстрактов.
Ноубл также сообщает о неодобрении д-ром Паре именно такой практики, описывая свое «осуждение французских аптекарей […], которых, в отсутствие превосходной мумии, иногда заставляли… украсть ночью тела повешенных и бальзамировать их». с солью и в духовке, чтобы продать их таким образом фальсифицированные, а не настоящую мумию ».
Сагг, тем временем, отмечает, что «долгое время обвинения в каннибализме использовались в качестве эффективного оскорбления против племенных народов в Северной и Южной Америке и Австралии». Тем не менее, на протяжении веков европейцы не стеснялись употреблять человеческие останки для здоровья, особенно если эти останки были обнаружены в древних гробницах на Ближнем Востоке.
В то время как эта практика начала исчезать в 18 веке, египетские мумии оставались в центре интенсивной европейской торговли в течение еще ста лет или около того - поскольку коричневый цвет мумии , пигмент, полученный из мумифицированных останков, продолжал пользоваться популярностью у художников на Западе. .
Однако в конце концов лекарственный каннибализм полностью вышел из моды, отчасти из-за изменения отношения к человеческим останкам, которое к 20-му веку стало явно менее приемлемым для широкой публики.
«Что мы можем узнать из удивительно забытой истории трупной медицины? Во-первых, мы можем с полным основанием сделать вывод, что не только научные доказательства окончательно вытеснили мумию из основной медицинской практики. Похоже, что оно частично стало жертвой более общей идеологии прогресса и просвещения, а также нового вида аристократии, в котором человеческое тело (живое или мертвое) гораздо легче вызывать отвращение. «- Ричард Сагг, доктор философии.
Некоторые аспекты истории болезни и лечения могут сейчас казаться шокирующими и отталкивающими, но считаться с ними означает считаться с изменяющимся отношением общества к хорошему здоровью и болезням - и тем, кому может быть полезна медицинская помощь.
В дальнейшем размышления об этих более темных и необычных сторонах истории болезни могут способствовать более справедливому и всестороннему пониманию практики здоровья.