Российская академия музыки имени Гнесиных, чье имя вызывает уважение даже у далеких от мира музыки людей, выросла из единственной комнаты в арендованном доме с одним роялем и тремя амбициозными наставницами. «Культура.РФ» вспоминает историю легендарного музыкального училища.
Читайте также предыдущие статьи о становлении Гнесинки:
Образовательный бум в Москве в 90-е годы XIX века
Чайные посиделки и Луначарский
В 1923 году в техникуме была создана кафедра композиции, которую возглавил Михаил Гнесин, ученик композиторов Анатолия Лядова и Николая Римского-Корсакова. Пока сестры работали в Москве, Михаил вел просветительскую работу в Екатеринодаре и Ростове, где он стал одним из основателей консерватории. В техникуме Гнесиных Михаил предложил реформаторское решение: ввел в учебный план свободное сочинение с первого курса и к традиционным для студентов изучению гармонии, контрапункта и фуги добавил дополнительное занятие по свободному сочинению. Таким образом развивались творческие способности учеников и на ранней стадии формировалась способность к сочинительству. В 1941 году Гнесин выпустил учебник «Начальный курс практической композиции», который до сих пор не теряет актуальности. Видными учениками Гнесина были советские композиторы Борис Клюзнер, Альберт Леман, Арам Хачатурян. Три года в техникуме учился и композитор Тихон Хренников.
Техникум продолжал расти, места под новые классы не хватало, и Елена Гнесина добилась организации строительства нового здания на улице Воровского (Поварской), которое прервалось из-за начала Великой Отечественной войны. Занятия в училище были прекращены, Гнесиных эвакуировали в Свердловск, Йошкар-Олу и Казань. Но уже в 1942 году Елена вернулась в Москву, возобновила уроки и начала готовить концертные бригады для фронта и госпиталей. Также ей удалось добиться возобновления строительства нового здания для училища, которое она мечтала превратить в институт. В марте 1944 года вышло постановление о создании в Москве Музыкально-педагогического института имени Гнесиных в здании на улице Воровского, а двумя годами позже в новое здание переехали старшие классы школы-десятилетки для одаренных детей, музыкальное училище и институт.
Система образования в институте была похожа на консерваторскую, но с существенным отличием: консерватория выпускала прежде всего исполнителей и педагогов для вузов, а для училищ, которые открывались по всей стране, преподавателей с высшим образованием не хватало. Это был гениальный контраргумент Елены Гнесиной против довода «зачем Москве вторая консерватория?». Подготовка педагогов стала профильным направлением нового вуза.
В 1950 году к зданию на Поварской добавились новые корпуса. В 1958 году в Малом Ржевском переулке был построен концертный зал. А уже в наше время, в 2011 году, после структурных преобразований возникла Российская академия музыки имени Гнесиных.