Найти тему
ПРИВЕТ, РОДИТЕЛЬ!

КАК ПРИВИТЬ ДЕТЯМ ИНТЕРЕС К ЛИТЕРАТУРЕ. ДАЖЕ К КЛАССИЧЕСКОЙ

Оглавление

Мои воспоминания об уроках литературы крайне печальны. Я любила литературу, а вот учитель, похоже, — нет. Все, что мы делали, даже в старших классах, — так это читали программные произведения по ролям, следя за текстом по линеечке. Так мы прочитали все самые важные книги, включая «Войну и мир», в которой мне досталась роль чтеца сносок, и «Преступление и наказание», в котором я была за Сонечку Мармеладову… Я точно знаю, что так вести уроки литературы нельзя. Так они скучны до муки. В конце концов, это же не уроки выразительного чтения, это уроки литературы! А это значит, что учитель должен рассказать о произведении и об авторе так, чтобы заинтересовать ученика, чтобы текст он прочитал дома сам, а на уроке спешил поделиться своими впечатлениями.

Учитель литературы у моих детей тоже не особенно старается заинтересовывать биографиями и интересными фактами о книгах. Ведет уроки близко к методичке: сухо, бегло, безвкусно. «Что хотел сказать автор… что должны думать вы…».

А я очень люблю литературу. Но я не учитель. Я обычный офисный трудяга с филологическим образованием. Однако, отдавать своих детей во власть школьного равнодушия к литературе никогда не хотела. Их литературным образованием по мере сил я занимаюсь сама. У меня много методов и способов привить детям интерес к слову даже в условиях ограниченного времени, которое я могу с ними провести. Вы тоже можете, и я поделюсь некоторыми из своих практик в этой статье.

1. Читайте вслух и маленьким, и большим

Традиция читать перед сном священа уже на протяжении десяти лет. Старшему ребенку 13 лет, младшему 10, но я продолжаю читать им книги перед сном. Мои родители считают это глупостью — читать вслух детям, которые уже и сами умеют читать. Я с ними не согласна.

Во-первых, дети учатся выразительному чтению на моем примере. Во-вторых, дети лучше понимают текст, настроение и посылы произведения, когда им взрослый читает, расставляя нужные акценты. Я выбираю для чтения перед сном классические произведения, которые идут по школьной программе. Со своими интонациями и объяснениями я стараюсь делать их понятнее и интереснее. Потому что с вероятностью 100% эти произведения при самостоятельном чтении детям будут скучны и неинтересны, так как многое непонятно. Произведения школьной программы все-таки больше для взрослых.

2. Развивайте в себе и детях выразительное чтение

Что касается выразительного чтения, этот навык действительно полезен и важен. В советское время в школах пытались ввести уроки выразительного чтения вслух. Зачем его хотели практиковать с ранних лет? Чтобы дети умели владеть своим голосом, могли интонационно верно и лексически разнообразно выражать свои мысли и чувства. Советские педагоги хорошо понимали, что выразительное чтение вызывает у ученика определенное отношение к читаемому, будит воображение, вызывает образы… Уроки выразительного чтения не ввели только по причине ограниченности занятий, оставив развитие этого навыка на усмотрение дополнительному образованию или родителям.

В помощь родителям, которые хотели бы развивать в своих детях этот красивый и полезный навык, можно порекомендовать несколько учебных пособий с подобранными для каждого возраста занятиями по развитию выразительного чтения:

— Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. 5 класс
— 
Мастерская постановки голоса и выразительного чтения. 6 класс
Мастерская выразительного чтения. 4 класс 
Мастерская речевого творчества. 4 класс
Мастерская выразительного чтения. 3 класс
Мастерская речевого творчества. 3 класс
Мастерская выразительного чтения. 2 класс
Мастерская речевого творчества. 2 класс

3. Выбирайте книги с иллюстрированными комментариями

Таких книг, к сожалению, на рынке пока еще до обидного мало. Все, какие есть, я скупила. Надеюсь, что иллюстрированный комментарий появится ко всем программным произведениям.

С этими книгами детей можно оставлять наедине, не боясь, что они чего-то не поймут. Потому что в произведении объясняется чуть ли не каждая строчка, даются справки по всем персонажам, устаревшим словам, историческим параллелям и так далее. Книги устроены по принципу «книга в книге»: в центре идет текст произведения, графически оформленный в виде меньшей по размеру книги, а вокруг на каждом развороте приводятся комментарии с иллюстративным материалом. Я обожаю эти книги, они углубляют понимание произведения, делают его понятнее и ближе современному читателю. Жаль, что в моем детстве их не было.

Разворот "Горе от ума" с подробным иллюстрированным комментарием
Разворот "Горе от ума" с подробным иллюстрированным комментарием
— Александр Пушкин: Сказка о рыбаке и рыбке. Подробный иллюстрированный комментарий 
— Александр Пушкин:
Песнь о Вещем Олеге. Подробный иллюстрированный комментарий
— Александр Пушкин:
Стихотворения 1829-1836 гг. Подробный иллюстрированный комментарий
— Александр Пушкин:
 Медный всадник. Подробный иллюстрированный комментарий
— Александр Пушкин: 
Подробный иллюстрированный комментарий к роману «Евгений Онегин»
— Александр Блок:
Двенадцать. Поэма. Подробный иллюстрированный комментарий
— Александр Грибоедов:
Горе от ума: комедия в четырех действиях в стихах. Подробный иллюстрированный комментарий 
— Михаил Лермонтов:
Смерть поэта. Подробный иллюстрированный комментарий
— Михаил Лермонтов:
Бородино. Подробный иллюстрированный комментарий 
— Владимир Маяковский:
Стихи и поэмы. Подробный иллюстрированный комментарий к избранным произведениям
— Сергей Есенин:
Черный человек. Подробный иллюстрированный комментарий.

4. Проводите параллели с современным миром

Одноклассники моих детей честно признаются, что книги прошлых веков им скучны потому, что в них нет примет современности. Нет проблем, с которыми сталкиваются современные подростки, нет гаджетов, мир кажется искусственным, а речь чрезмерно сложной и вычурной. Я же акцентирую внимание моих девочек на том, что классика она потому и классика, что ей в любое время есть что тебе сказать. И под этим углом зрения мы всегда находим сходство с современным миром, с поступками людей, независимо от эпох, мы видим те же чувства, те же мысли и проблемы, что и в современном мире. А технологичность мира это все наносное, временное, сменяемое как декорация в театре.

5. Говорите о книгах не только с детьми, но и с их друзьями

Я обожаю идею книжного клуба для подростков. Они любят поговорить, они любят, когда их слушают. Они любят чувствовать себя знающими и значимыми. Когда к нам в гости заглядывают дочкины подружки, я стараюсь немножко их растормошить разговорами о книгах: что прочитали в последнее время, что читаете сейчас в школе, как тебе, почему не нравится? Девочки начинают включаться в разговор, мои — тоже. Иногда начинают спорить. Но в отличие от уроков литературы я даю понять, что у нас дома территория свободного мнения о поэтах, писателях и их сочинениях.

-3

6. Ходите на постановки классики

Театры, особенно любительские могут вас порадовать неожиданным взглядом на известное произведение. Киноверсии можно посмотреть и дома, а вот театральную постановку лучше наблюдать вживую. А потом обсуждать — что удалось, что удивило, что разочаровало.

Таша Михайлова

Читайте также:
КАК УВЛЕЧЬ ДЕТЕЙ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ ИЗ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ