Найти тему

"Большая игра " (Le grand jeu), или Наши люди в Иностранном легионе

Да, в этом фильме, который Фейдер снял в 1934 году, четко отражены реалии времени: русские в Иностранном Легионе. Правда, Николай Иванов - не главный герой этой ленты, но факт остается фактом: русская тема в ту пору была более чем популярна во Франции, фильмов про Россию и про русских снимали море.

Молодой делец Пьер Мартель растратил огромную сумму (700 000 франков) на любовницу Флоранс. Его дядя уладил ситуацию с фирмой, где работал Мартель, но с одним условием: Пьер должен в 2 дня покинуть Францию. И тут молодой человек неожиданно обнаруживает, что любовь всей его жизни вовсе не горит желанием уезжать из Парижа. С горя он вербуется в Иностранный Легион как Пьер Мюллер и отправляется в Марокко.

Пьер (Пьер Ришар-Вилльм) и Флоранс (М. Белль)
Пьер (Пьер Ришар-Вилльм) и Флоранс (М. Белль)

Уже ближе к окончанию 5-летнего контракта он встречает там Ирму, проститутку, которая как две капли воды похожа на любовь всей его жизни, Флоранс, только голос у нее другой и она брюнетка, а не платиновая блондинка. Пьер сначала думает, что это его давняя любовь, но потом убеждается в своей ошибке, но полагает, что Ирма сможет заменить Флоранс. Ведь они так похожи! Как выяснилось, не сможет...

-3

В этом фильме две главные женские роли играет звезда французского кино Мари Белль. Кстати, любители Висконти помнят ее по роли матери в "Туманных звездах Большой Медведицы". Роль Флоранс подразумевает как минимум интересную внешность, как максимум - красивую. Но, похоже, вкусы зрителей за минувшие 80 лет кардинально изменились, потому что сейчас этот типаж кажется слишком тяжеловесным.

Пьера Мартеля/ Мюллера сыграл Пьер Ришар-Вилльм. Он мало того, что был хорошим актером, но еще и знал с какой стороны за винтовку браться, ибо воевал в первую мировую войну.

-4

А как же уже упомянутый русский солдат, точнее, капрал? Зрители мало что узнают о Николае Иванове, легионере из далекой России. Кто он? Почему он пошел в Легион, почему хранит русские рубли и старые газеты? Это так и останется тайной. Но именно он стал катализатором многих событий, поскольку встреча с ним подтолкнула Мартеля к мысли стать легионером. Играет Иванова Жорж Питоев (он же Геворг Ованесович Питоян), известный русский и французский театральный деятель. В его фильмографии всего 2 работы (этот фильм и лента "Игральный автомат"), так что у вас есть редкая возможность оценить талант Питоева.

Николай Иванов (Ж. Питоев).
Николай Иванов (Ж. Питоев).

Очень хороша Ф. Розе в роли Бланш, хозяйки гостиницы и гадалки по совместительству. И это как раз тот случай, когда жену режиссера (она супруга Ж. Фейдера) никак нельзя обвинить в отсутствии таланта. На мой взгляд, это самый интересный персонаж в фильме. Повидавшая все на свете, прошедшая через огонь воду, но не утратившая доброты. Очень интересно смотреть, как художник по костюмам рисует этот образ: атласное вечернее платье и босые ноги.

Бланш (Ф. Розе).
Бланш (Ф. Розе).

Фильм снят в жанре поэтического реализма, популярного во Франции в 1930-х, и весьма неплох. И ценен тем, что американское кино той эпохи мы знаем неплохо. А французское - не очень. Кстати, Седмак ("Битву за Рим" все помнят?) через 20 лет выпустит ремейк этой ленты с Лолобриджидой в главной роли (точнее, главных ролях, там опять 2 персонажа).

Эта лента интересна еще и тем, что в ней можно увидеть множество разных деталей быта. Зритель побывает и в фешенебельных парижских домах, и в дешевых забегаловках, и в марокканской гостинице, и на пароходе. К счастью, во Франции в ту пору, в отличие от Америки, не было Кодекса, который ограничивал бы порывы кинематографистов с точки зрения морали. Поэтому проститутки, танцы живота и прочее показано весьма аутентично.

Минусы: в последние минуты фильма Пьер носит белое кепи, хотя он уже сержант, то есть оно должно быть черным. Что интересно, раньше его уже показывали в правильном головном уборе.