Люди зачастую предпочитают выбрать более опытного врача менее опытному, молодому. Большая часть людей полагает, что чем больше часов практикуется тот или иной навык, тем неизбежно лучше становится специалист. Тем не менее, это далеко не так. Систематический обзор 2005 года (Choudhry, Fletcher, & Soumerai, 2005) ставил своей задачей увидеть, как изменяется качество работы врачей с годами практики. Однако практически все обозреваемые исследования показали, что работа врача ухудшается с годами практики и лишь в лучшем случае остается на прежнем уровне. Чем старше становится врач, тем меньше объем его знаний и хуже в сравнении с молодыми врачами становится результат работы медицинского специалиста. Лишь в двух исследованиях (из 62-х!) было отмечено улучшение мастерства врача с годами медицинской практики. Более современный обзор 2015 года (Spengler and Pilipis, 2015) подтвердил данные неутешительные выводы. Другое исследования по вопросам принятия решений в различных медицинских ситуациях показало, где приняли участие более 10 тысяч клиницистов, показало, что дополнительные годы медицинской практики оказывают исключительно малое влияние на качество принимаемых решений (Spengler et al., 2009).
Более того, данные закономерности (ухудшение мастерства с годами практики) были справедливы и для медицинских сестер (Ericsson, Whyte IV, & Ward, 2007). Чем моложе медсестра, тем более современные её знания, полученные в процессе обучения, и тем больше шансов, что часть этих знаний будет припомнена и применена на практике.
Таким образом, миф, что если ты занимаешься чем-то достаточно долго, то ты будешь в этом деле становиться лучше, не подтверждается научными исследованиями. Дело в том, что если ты делаешь одно и тоже снова и снова в точности таким же способом, то это не есть путь к самосовершенствованию, это рецепт стагнации и постепенной деградации практикуемого навыка.
Как же быть с тем, что врачи постоянно участвуют в различных формах повышения квалификации? Зарубежные медицинские специалисты постоянно участвуют в медицинских конференциях, встречах, семинарах, проходят мини-курсы, посвященные определенным темам. К сожалению, большая часть этих форм повышения квалификации не работают или же их эффективность довольно низкая. Как показало исследование (D. Davis et al., 1999) наиболее эффективными формами повышения квалификации являются те, которые включают в себя элемент интерактивности – ролевые игры, дискуссионные группы, разбор случаев (case solving), практическое обучение (hands-on training) и т.п. Эти форматы улучшают работу врача и медицинские показатели их пациентов. В противоположность этому «дидактические» форматы, например, слушание лекций и докладов, которые доминирует в системе медицинского послевузовского образования, оказываются самыми неэффективными! Пассивное слушание материала не оказывает влияния ни на непосредственно показатели работы врача, ни на состояние их пациентов. Спустя десятилетие данные выводы были подвергнуты критической проверки в исследовании (Forsetlund et al., 2009). Однако выводы носили сходный характер: непрерывное послевузовское образование обладает потенциалом улучшить показатели работы врача лишь в незначительной степени, а эффект на состояние пациентов оказывается и вовсе исчезающе малым.
Работа врача, как и работа тренера является сугубо практическим занятием. Врач и тренер должны постоянно принимать разнообразные решения. И ключ к росту мастерства заключается в понимании того, что то или иное решение было ошибочным с последующим стремлением исправить эти ошибки. Поэтому хирурги оказываются в более выигрышном положении по сравнению с другими врачебными специализациями, и способны трансформировать годы практики в рост мастерства. Причина заключается в том, что хирург получает быструю обратную связь об эффективности своих действий и допущенных ошибках. Смерть пациента или ухудшение его состояния дают оперативный и однозначный сигнал о необходимости усовершенствовать определенный навык хирурга в той или иной ситуации. Когда обратная связь оказывается с большим временным лагом, способность учиться от практики, исчезает. Например, маммологи-радиологи, которые ставят диагнозы по маммограммам о наличии или отсутствии рака груди. Диагнозы ими выставленные получают подтверждение или опровержение спустя длительный период времени. Когда это происходит, сам маммолог (даже если у него найдется времени проверить случаи, которые были много недель назад) уже и не помнит соображения, которые принимались им во внимание, когда он приходил к тому или иному выводу.
В случае тренерской работы ситуация еще хуже. Ошибки, допущенные в ходе тренировочного процесса, проявляются уже в разгар соревновательного сезона, когда выясняется, что уровень подготовленности спортсмена слишком низкий, а поставленные на сезон цели не имеют шансов быть достигнутыми. Более того, само признание того факта, что была допущена ошибка делается с большой неохотой. Зачастую можно слышать, что тренеры, подопечные которых проваливают выступления на этапах Кубка мира, говорят о том, что, якобы, всё идёт по плану, а пик формы придется на Олимпийские игры или чемпионат мира. Однако, когда наступает пора Олимпийских игр или чемпионата мира становится понятно, что подготовка спортсмена всё же была неэффективной, и привела к провалу в сезоне. Хотя и в этом случае находятся тренеры, которые начинают искать внешние причины неудач в погоде, судействе, нехватки ресурсов, и даже обвиняют спортсменов (в отсутствии таланта, воли к победе, желания потерпеть, дисциплине и т.д. и т.п.).
Но проблемы существуют даже у тех тренеров, которые (а) признают, что они несовершенны (это беда многих тренеров, которые считают себя непогрешимыми гениями!), (б) обладают желанием обучаться и совершенствоваться (мне приходилось сталкивался с пожилыми тренерами, которые признавая свои ограничения в области современных тренерских технологий и методик, сокрушенно говорили, что у них нет мотивации или способностей для того, чтобы устранить пробелы). Дело в том, что идентифицировать ошибку (или, скорее, серию ошибок), допущенную много месяцев назад в череде сотен тренерских действий и решений, является довольно сложной задачей.
Друзья! В статьях я поднимаю разнообразные проблемы, касающиеся спортивной жизни и работы тренера. Чем больше вы ставите лайков и чаще делитесь соответствующими статьями в социальных сетях, тем больше времени я буду уделять освещению этих проблем. И пишите в комментариях, ответы на какие еще вопросы вы бы хотели получить в будущих публикациях.
Иллюстративные фотографии в статье взяты со следующих сайтов: twitter.com/pavprav/status/930709314339303431?s=20 и chicago.suntimes.com