Найти в Дзене
частные суждения

Фрекен Бок и Карлсон. Часть 1.

Одна из самых жутких сцен в советской мультипликации — небольшой эпизод из мультфильма «Карлсон вернулся». В ней фрекен Бок спрашивает у Малыша: «В каком ухе у меня жужжит?» В это время Карлсон, находящийся за её затылком, пародирует её, чем вызывает хихиканье мальчика.

В чём заключается кошмарный смысл этой сцены? Женщина, мир которой рушится, обращается к ребёнку с первым, пришедшим ей на ум вопросом. Нет, ей не нужен ответ — ей нужно убедиться в сохранности её рассудка. Она же не знает, что этот ребёнок (и, разумеется, его летающий друг… «мы все здесь летаем», как говорили дети в «Оно») сводит её с ума в самом буквальном смысле. После разговора с Малышом она не просто приходит к выводу: «А я сошла с ума. Какая досада!» Фрекен Бок путает головку душа с телефонной трубкой, то есть действительно теряет чувство реальности.

-2

Однако через некоторое время она убеждается в реальном существовании Карлсона и это событие возвращает ей разум. В противном случае она вполне могла стать сумасшедшей в самом что ни на есть клиническом смысле. Но такого не случается. Как раз тот, кто сводил её с ума, то есть Карлсон, показывается ей на глаза и тем спасает. А ведь казалось бы, что мешало пузатому шалунишке просто улететь из этой квартиры, прихватив с собой Малыша?

-3

Представьте — возвращаются домой родители и застают в своём доме спятившую наёмную няню и полное отсутствие оставленного на её попечение ребёнка. Что бы в таком случае стало с фрекен Бок? Родители, конечно, тоже понервничают, но после событий первого мультфильма им не привыкать. А вот «домомучительницу» сочтут маньячкой, со всеми вытекающими последствиями. Но Карлсон, только что без всякой жалости «курощавший» несчастную стареющую женщину, спасает её. При этом ему самому крепко достаётся, его гоняют по всему дому. В чём вообще смысл данной фантасмагории?

-4

Смысл есть, он более чем серьёзный, но зритель смотрит на происходящее глазами Малыша, который, будучи ребёнком, ничего пока что не понимает. Намёк на суть всех приключений Малыша и Карлсона дан в сцене с ворами, которых Карлсон также преследует. Что видит Малыш (и зритель)? Карлсон накидывает на себя простыню с кое-как нарисованным на ней огромным смайликом. В время погони Карлсон несколько раз выглядывает из-под этой простыни, в том числе и оказываясь лицом к лицу с низкорослым жуликом: «Бельё бросай! Бросай бельё, я тебе говорю!»

-5

То есть жулики имели возможность увидеть настоящее лицо «привидения». Но как раз после этого они бросают всё наворованное и ударяются в паническое бегство. Во время телепередачи именно на этом моменте в их рассказе жулики впадают в неконтролируемую истерику, после чего их уводят полицейские. Чего же они так испугались? Увиденного ими настоящего лица Карлсона. Испугались настолько, что даже воспоминание об этом моменте приводит их в невменяемое состояние.

-6

И вот тут мы видим совершенно необъяснимый контраст не только с поведением Малыша (понятное дело, для него Карлсон заведомо свой, да и явился к нему он изначально не как приведение, а приняв вид забавного летающего человечка с пропеллером), но и с реакцией фрекен Бок, которая тоже изначально принимала Карлсона за привидение, но увидев его в человеческом обличие, сразу изменила своё мнение. А почему того же не случилось с жуликами?

Продолжение во второй части.