Найти тему
Aleks Versus out the Game

Александр Волков. "Волшебник изумрудного города" и ещё пять книг

Помню, в детстве я зачитывался этими книжками. Тогда они мне казались большими, и хватало их на пару дней. Но теперь, как я ни растягивал, прочитал все шесть слишком быстро.

И вот какие у меня остались ощущения.

Первая книга "Волшебник Изумрудного Города" хороша. Она мне всегда нравилась и продолжает нравиться намного больше, чем "Мудрец из Страны Оз". Очевидно из-за того, что книга Волкова менее мрачная, агрессивная и более детская. В книге Волкова удачно сплелись сказочность и философия Баума, многие сцены выглядят добрее, жители Волшебной Страны наивнее, а сама Волшебная Страна, несмотря на все её чудеса и невероятности, более дружелюбна к главной героине, чем Страна Оз. По ощущению события книги происходят в эпоху ковбоев, или чуть ближе к двадцатым годам двадцатого века, но не позже. Приблизительно то же время читается и в двух последующих книгах.

Жители Волшебной Страны ничего не знают о технологиях, маленькая девочка Элли слишком наивна и юна, чтобы тоже что-то знать о них, да и уровень развития мира ещё слишком низок. И потому чертовски странно в последней книге будут выглядеть вертолёты, корабли с орудиями, направленными в небо, ракеты и прочие технологические новшества, напрочь разрушившие сказочность.

Но, пока мы читаем вторую книгу "Урфин Джюс и его деревянные солдаты", мы остаёмся в сказке. Та же самая наивная сказка, с простыми бесхитростными персонажами, и с новым героем моряком Чарли, который, как Вассерман, имеет стопицот карманов с инструментами. Большая часть книги — это рассказ об Урфине Джюсе и его походе против Страшилы и Железного Дровосека, а так же путешествие Элли и Чарли в Волшебную Страну.

Да, первая книга оставила нам загадку: существовала ли Волшебная Страна, или Элли просто бродила по канзасской степи обезвоженная, или может она побывала в параллельном мире? Но вторая книга говорит: да, Волшебная Страна существует, и только отсталость технологий и отсутствие лётных средств до сих пор укрывают её от внешнего мира. А ещё камни Гингемы.

И вторая книга прекрасна, потому что злодей в ней по прежнему злодей, а остальные жители — наивные добрячки, почти дурачки, и только явление Великана из-за Гор внушает им смелость и отвагу, и они решаются на защиту своих свобод (забыли уже, как жили под гнётом Гингемы и Бастинды).

Вторая книга по прежнему сказочная, хотя в ней и всплывает военная тема, но война в этой книге тоже сказочная, ненастоящая, поскольку люди борются с куклами, и никто вообще-то не погибает и не страдает толком. Даже в первой книге, по-моему, больше смертей.

Третья книга так же хороша.

Нет, не великолепна, но очень и очень хороша. Снова сказка, снова чудеса Волшебной Страны. На этот раз Элли и её брат Фред попадают в Волшебную Страну случайно, и как раз примерно в то время, когда просыпаются все подземные короли (Совпадение? Да, совпадение!). И тут репутация Элли сыграла с ней злую шутку. Если жители поверхности побаивались Фею убивающего домика, то подземные жители, за тысячи лет не встречавшие ни одной колдуньи и феи, хотя и суеверны, всё же не боятся Элли и требуют от неё исполнения желаний. История вполне себе логичная, интересная и захватывающая. В детстве я был в восторге. К тому же через "Королей" в достаточно ненавязчивой манере подана идея: "Зачем кормить богатых бездельников, если они не делают ничего полезного?".

И в этой книге, как мне кажется, сделан очень сильный акцент на закоснелости жителей Волшебной Страны. Вот почему здесь так не развиты технологии. У них как бы всё есть, они имеют кусок хлеба и вечное Лето, и всем довольны. Рудокопам не сильно мешали короли, а жевунам и мигунам — Гингема и Бастинда. То есть да, "злодеев" кормили бесплатно, но в остальном — жили как и тысячи лет назад. Вот почему очень странно выглядят последующие книги, где Волшебная Страна начинает наводняться технологиями. И войной.

Четвёртая, пятая и шестая книги постепенно разрушают сказочность. Но с разрушением сказочности, не меняют её на логику и адекватность.

К четвёртой книге автор явно исписался. Да, Урфин Джюс захватил страну, да Страшила и Железный Дровосек в плену, но зачем вызывать на подмогу девочку из внешнего мира? Что она сможет сделать?

Она и в самом деле не делает ничего. Ей случайно встречается лисий король, у которого случайно завалялся обруч невидимости. Этот обруч невидимости помогает освободить Страшилу и Железного Дровосека, но и без них храбрые мигуны уже свергли прыгунов, а рудокопы и жевуны выстроили оборону. А что там со Стеллой и Веллиной? Подарили Страшиле бесполезный телевизор и в ус не дуют. Могли давно поделить Волшебную Страну на зоны влияния и защищать подданных от всяких огненных богов, но нет. Две колдуньи сидят по своим замкам, и непонятно чем занимаются.

Заканчивается четвёртая книга игрой в волейбол. Я, блин, в жизни не придумал бы более типичной концовки для советской пропагандистской книжки. Только что была война, и вдруг все солдаты остановились и начали играть в волейбол. Мы уже выпали из обоймы сказочности. У нас уже война, сражения, предательства, военная хитрость, "цель оправдывает средства", захват и разграбление земель, а так же сотни погибших (или нет?), эксплуатация, рабство и прочее-прочее-прочее. И весь этот упёртый реализм, разве что не натурализм, заканчивается игрой в волейбол?

В пятой книге всё ещё хуже. Урфин Джюс добреет. Уж не знаю как. Типа долго думал и решил: нафиг мне мировое господство, хочу просто грядки полоть и медведей из веток строгать. "Что мы будем делать сегодня, Брейн?" Полоть грядки.

И я бы понял, если б Урфин Джюс сыграл бы потом какую-то роль в книге. Да хотя бы в шестой. Нет. Он просто есть, мы просто узнаём, что он подобрел и всё! Там, какой-то способ изобрёл по очищению помещений от тумана? Ёлы палы, с таким же успехом его мог придумать какой-нибудь мигун. Ровно никакой разницы для сюжета.

Проснувшаяся ото сна фея-великанша случайно забывает заклинание, которое помогло бы ей сбежать в случае опасности. Гномы служат ей то ли из преданности, то ли из-за проклятия, то ли случайно. Железный Дровосек случайно теряет обруч невидимости, который так же случайно находится в конце книги. Телевизор случайно не работает в тумане. Стелла и Веллина случайно ничего не знают о бедах Волшебной Страны, поэтому ничего не предпринимают, как всегда.

И снова на подмогу зовут девочку, которая снова не делает ничего, как и набивший оскомину Лев, который тоже бесполезное чучело, в отличие от Страшилы. Желеный Дровосек, кстати, тоже бесполезен.

Энни, Тим, моряк Чарли прилетают в Волшебную Страну на драконе и начинается чудаковатая война против великанши. Строят огромного механического робота (не удивляйся, в прошлой книге были механические мулы, не отличимые от настоящих и работающие от солнечных батарей. НаучФан, птть!), практически меха, который СЛУЧАЙНО оживает. Или не случайно? Я не понимаю. Я понимаю, что Страшила мог ожить благодаря спонтанной магии Волшебной Страны, я понимаю, что Железный дровосек мог сохранить жизнь благодаря силе своего духа, который в Волшебной Стране так же вещественен, как масло в маслёнке. Но это не было везение, обе эти жизни были данностью! Но если Тилли-Вилли ожил — это везение! Случайность чистой воды. Я могу понять оживление механических мулов, хотя оно не сыграло роли вообще в сюжете предыдущей книги, но не "я рассчитывал на это" [что Тилли-Вилли оживёт]. И как автор объясняет такое чудесное оживление? А просто: "почему бы и нет".

Пятая книга заканчивается тем, что великаншу убивают. Нет, не усыпляют с помощью усыпляющей воды, не пленят, не лишают колдовских сил. Её убивают. Я всё ещё детские книги читаю?

В шестой книге инопланетяне напали на Землю, вот уж беда пришла, но не растерялись, не дрогнули жители США ("Ума-Турман"). Снова какие-то странные совпадения, какие-то провисы в логике персонажей, в сюжете (Например, если Ильсор думал освободить свой народ, то почему просто не начал освобождать? Для чего ему потребовалось строить космический корабль, лететь на Землю, потакать своим хозяевам, помогая при этом землянам. И по итогу он всё равно полетел обратно с целью поднять восстание на планете. То есть он ждал удобного случая в космосе? Надеялся на космический разум? Что?). Опять зовут эту девчонку, которая опять ни хрена не делает, только таскает обруч и свисток. Эту книгу я вообще не мог воспринять. Может потому что в детстве не читал. Ерунда на постном масле.

Сказка лишилась сказочности, но не обросла логичностью, реалистичностью, взрослостью. Волков меня подвёл. Как хороши первые три книги, пусть на историю во второй и третьей тратится не много объёма, но как они прекрасны, душевны, веселы и симпатичны. И как скатились последующие три. Просто в лютую пропаганду. С подменой времени действия, героев, и с потерей логики и вразумительности. Война-война-война.

Ужас, просто ужас.

"У войны не женское лицо
Но лёгкая женская поступь
Беспечная и сокрушительная,словно первый весенний дождь
Спелая рожь
Горит полыхает во мгле.
У войны не женское лицо
Но женский лукавый смех
Лукавый,задорный и радостный,словно первый весенний гром
Белым крылом
Надежда мелькнула вдали.
У войны не женское лицо
Но девичьи глаза
Глаза ненаглядные,тёплые,словно первый весенний день
Вещий олень
Бежит по алмазной траве.
У войны не женское лицо
Но нежные женские руки
Надёжные,нежные,праведные,словно алые паруса
Алые небеса
Нависли над пленной землёй.
У войны не женское лицо...." (Егор Летов)

Но почему-то я поставил этим трём книжкам довольно высокий балл. Пытался объяснить себе. Не получилось. Рука не поднимается снизить ещё хотя бы на одну звезду. Видимо такой запас впечатлений дали первые три книги, что и на оставшиеся хватает.