Найти в Дзене
Читающим между слов...

Синоби или Поэт? (Хаттори Хандзо).

Оглавление
Искусство перевоплощения...
Искусство перевоплощения...

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Всё сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе или нуждаются друг в друге для своего развития. Существование начертанного иероглифа на листе бумаги замечают все, а пространство между линиями этого иероглифа для многих может остаться незамеченным. Так и люди – одни известны широким слоям общества, узнаваемы и публичны. Есть вторая категория людей, оказывающая не меньшее влияние на общество, но находящаяся за кадром осведомлённости.

Самураи и Синоби.

Время Сэнгоку, или Период воюющих провинций (яп. 戦国時代1467-1603 гг.), известное своими затяжными междоусобицами, проявило для истории и фольклора Страны восходящего солнца целое созвездие уникальных военачальников: Ода Нобунага, Токугава Иэясу, Такэда Сингэн, Датэ Масамунэ. В большинстве своём все вышеперечисленные самураи были людьми, знатными, видными общественными деятелями, привыкшими вести сражение на поле боя, в то время как наш герой избегал открытого столкновения с неприятелем и наносил смертоносный удар в спину, скрывшись в ночи. Он предпочитал оставаться в тени, хотя играл достаточно весомую роль в политической жизни страны - Хаттори Хандзо (яп. 服部半蔵, 1542-1596)

Феноменальные, почти что нечеловеческие способности Хаттори Хандзо воспеты в легендах, которых множество, но в действительности точного подтверждения подвигов синоби практически невозможно обнаружить. Что с одной стороны только подтверждает его высочайший профессионализм лазутчика-диверсанта.

Ранние годы

Хаттори Масанари, он же Масасигэ (вокруг правильного чтения имени 正成 до сих пор ведутся дискуссии), родился в 1542 году в провинции Микава (нынешней префектуре Айти). Его отец Хаттори Ясунага, ниндзя низкого ранга, был вассалом тогда ещё не окрепшего клана Мацудайра. В возрасте 8 лет маленького Масанари послали в северный Киото, где ему надлежало пройти военную подготовку будущего воина. Уже в 12 лет (что, конечно же, крайне сомнительно для столь юного возраста) он успешно завершил подготовку, но в Микава возвращаться не торопился, а так и осел в провинции Ига (современная префектура Миэ), откуда исторически и происходил клан Хаттори. Шаг за шагом он начал укреплять связи с местными кланами ниндзя, издревле жившими в этом регионе.

Хаттори Хандзо и его отряд. Кадр их фильма «Армия теней: Хаттори Хандзо» (1980)
Хаттори Хандзо и его отряд. Кадр их фильма «Армия теней: Хаттори Хандзо» (1980)

Путеводная звезда молодого ниндзя загорелась в 16 лет, когда он, возглавив небольшой отряд лазутчиков синоби (яп. 忍び), совершил успешный ночной рейд на замок Удо в 1557 году. Триумфальная вылазка Хаттори Масанари обеспечила ему стремительный рост по иерархической лестнице ниндзя. Именно с этого момента его стали называть не иначе как «Демон Хандзо».

На службе у Токугава Иэясу

Предполагаемый портрет Хаттори Ханзо.
Предполагаемый портрет Хаттори Ханзо.

Хаттори Хандзо был привлечён на службу Токугава Иэясу, которому будет суждено в 1603 году основать третий сёгунат Токугава (1543-1616) со ставкой в Эдо. Молодой Хандзо стал популярен в кругу ниндзя, его стали всё чаще привлекать к военным операциям, и всё же особое доверие Иэясу наш герой заслужил лишь после осады замка Каминого в 1562 году. Вместе со своим небольшим отрядом, Хандзо смог взять штурмом аванпост клана Имагава, спасти заключённых под стражу заложников - жену и дочерей сюзерена и захватить в плен многих высокопоставленных представителей вражеского клана. После такого успеха нетрудно догадаться, что кредит доверия к Демону из Ига мог только вырасти.

Вслед за этим триумфом последовал ряд не менее блестящих кампаний. Так, в 1569 году Хандзо принял участие в ещё одном сражении с кланом Имагава в ходе осады замка Какэгава. В 1570 году альянс Токугава Иэясу и Ода Нобунага снова привлёк отряд Хаттори Хандзо, на этот раз в кампании против кланов Адзаи и Асакура. В 1572 году Хандзо был назначен командующим отряда, который насчитывал по меньшей мере 150 синоби провинции Ига. Если верить генеалогии вассалов Токугава, которые отличились в кровопролитные годы Сэнгоку. Вычислив шпиона вражеского клана Такэда, Хандзо прознал о планах врага напасть на Тоётоми и силами всего 30 воинов контратаковал противника на реке Тэнрю.

Самым значительным вкладом Хаттори Хандзо считается объединение ниндзя Ига (современная префектура Миэ) и Кога (современная префектура Сига) в 1582 году, что позволило впоследствии привлечь на сторону Токугава многочисленных местных диверсантов и шпионов. Надо признать, ниндзя приняли сторону Иэясу весьма охотно, так как после тотального разгрома всех кланов ниндзя, который устроил в 1581 году Ода Нобунага, «воины ночи» явно не горели желанием встречать с распростёртыми объятиями Тоётоми Хидэёси, преемника убитого в 1582 году Нобунага. Завоевав авторитет среди ниндзя, Хандзо обосновался в Ига и заложил фундамент боевой техники клана Хаттори, который ляжет в основу школы ниндзюцу Ига-рю, оформившейся в XVII веке.

В 1584 году Хандзо принял участие в битве при Комаки и Нагакутэ. Последним эпизодом военной биографии ниндзя станет участие его группы диверсантов в осаде замка Одавара – форпоста дома Ходзё – в 1590 году, после чего славный воин исчезает из военной хроники.

Последние годы Хандзо

После кампании в Одавара жизненный путь самого ниндзя не подошёл к концу. Известно, что Хандзо, продолжив службу при доме Токугава, служил телохранителем сёгуна и возглавлял крупнейшее подразделение ниндзя Ига в составе 200 человек.

Легенды молвят, что незадолго до смерти Хаттори Хандзо сложил оружие и выбрал более мирный путь, постригшись в монахи и приняв имя Сайнэн. Любопытно что буддийский храм, в котором доживал свои последние годы Хандзо, был возведён в честь трагически погибшего сына Иэясу Токугава Нобуясу, приговорённого к сэппуку после обвинений в заговоре против Ода Нобунага. Тем самым, даже будучи уже духовным лицом, Хандзо остался преданным своему сюзерену. Легендарный ниндзя умер в 1596 году на 54 году жизни и был похоронен в переименованном в его честь храме Сайнэн-дзи (яп. 西念寺) в Эдо. Его покой ныне охраняет скромное высеченное из камня надгробие в виде рукоятки катаны.

Образ в искусстве

В народной молве образ легендарного ниндзя жив и вдохновляет деятелей искусства и по сей день. Фильмы вроде «Тень воинов: Хаттори Хандзо», манга 『戦国時代人物伝』№56, видеоигры «Samurai Showdown», «Nioh 2», «Nobunaga Ambition: Sphere of influence» – всё это лишь подтверждает популярность неистового воина. Оглушительный успех в своё время приобрёл исторический боевик «Тень воинов: Хаттори Хандзо» с Сонни Тиба в главной роли, получивший ряд продолжений. Квентин Тарантино, давний поклонник восточноазиатских боевиков не смог обойти стороной образ неуловимого «Демона Хандзо» и сделал недвусмысленный реверанс в сторону легендарного ниндзя, введя в свою культовую ленту «Убить Билла» того самого Человека из Окинава – суши-мастера, а по совместительству благородного мечника Хаттори Хандзо. Интересно, что его роль также исполнил Сонни Тиба, неоднократно выступавший в роли Хаттори Хандзо.

Ворота Хандзомон. Императорский дворец, Токио.
Ворота Хандзомон. Императорский дворец, Токио.

О верном вассале сёгуна, в охране которого позже служили наследники ниндзя, напоминают также задние ворота замка Эдо в Токио, которые и после смерти демона Хандзо, продолжают нести свою службу, охраняя ныне покой Императорского дворца.

Мистификация: Хаттори Хандзо и Мацуо Басё.

При жизни наречённому «демоном» приписывали сверхчеловеческие способности: от левитации до чтения мыслей. Разумеется, всё это является очевидной выдумкой, чему способствовало правительство сёгуна бакуфу (яп. 幕府), всячески прославлявшее своих верноподданных вассалов. Однако, пожалуй, самая удивительная мистификация гласит, что Хаттори Хандзо, сменивший ни одну личину за свою жизнь, мог также скрываться за маской поэта, но не какого-то дилетанта-стихоплёта, а самого Мацуо Басё! Да-да, того поэта, который написал:

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.
(пер. Веры Марковой)

Несмотря на свою наивность, подобная гипотеза весьма популярна на просторах японского интернета, а её защитники представляют на суд целый ряд аргументов, из которых можно выделить основные четыре:

1) Расстояние от р-на Хокурику в г. Огаки, что расположен в современной префектуре Гифу, которое занимало бы путешествие в дорожных заметках Басё «По тропинкам Севера» (яп. 『奥の細道』) – весьма длинное и требовало бы от поэта проходить по 48 км в день, что едва ли было по силу 46-летнему Басё. Минимум нужна специальная подготовка!

2) В период Эдо, во времена строгих регламентов, кочевать из одного города в другой без специального приглашения даже таким именитым личностям как Мацуо Басё зачастую (как считают авторы теории) не разрешалось. То ли дело, когда ты ниндзя и можешь проникнуть незамеченным на территорию города без особых усилий!

3) Хаттори Хандзо стал слишком известным разведчиком, а потому на людях, он не мог являться в своём обычном виде. Меняя маски одну за другой, он мог обеспечить себе более-менее безопасную жизнь инкогнито.

4) Басё был родом из Оми (современный город Ига, префектура Миэ). Клан Хаттори контролировал же ниндзя из Ига и Кога, что совсем неподалёку от родины знаменитого поэта.Предлагаю фильм эпохи тех легендарных событий.

Ну и вишенка на торте, для дочитавших до конца, фильм, помогающий окунуться в атмосферу той эпохи.

СИНОБИ

1614 год. Япония, наконец, объединилась под властью первого сёгуна Токугава. Генноске из клана Кога и Оборо из клана Ига остаются последней надеждой двух деревень, разрываемых трагедией беспрерывной мести. Их благословенная любовь должна принести мир страдающим ниндзя, населяющим деревни.Однако заговор Токугавы снова сеет вражду между ними. Генноске выступает в защиту мира, а Оборо выбирает сражение как средство разрешения конфликтов. И теперь, когда им предстоит встретиться как врагам, смогут ли они сохранить свою божественную любовь?