Продолжаем путешествовать по России вместе с участниками проекта "Помощь животным от А до Я". Сегодня мы с вами побываем в селе Орудьево Дмитровского района Московской области, в семейном приюте для собак "Друг навсегда".
С Натальей, которая руководит фондом "Друг навсегда", меня познакомила Марина Бутолина (о ней я писала здесь). Раз уж нельзя было выбраться на съемки к Марине в Астрахань, то доехать в подмосковный Дмитров особого труда не составило. И я очень рада, что эта поездка состоялась.
Когда мы договаривались с Натальей о визите, то она сразу сказала, что у нее живут в том числе и особенные собаки, на уходе за которыми она специализируется.
Поскольку большинство из нас полны стереотипов, и я не исключение, мне сразу же представились несчастные собаки-инвалиды, в глазах которых нет ничего, кроме грусти. Но как же я ошиблась!
Весь день, в течение которого я и моя дочь общались с Натальей, болтали о том о сем, пили кофе, знакомились с ее подопечными, целовались-обнимались с ними, гладили их и фотографировали, потом крутились на машине по окрестностям в поисках живописного места для съемки подброшенных щенков, привезенных другим волонтером с передержки, пытались уследить за неугомонной малышней и при этом получить хотя бы пару приличных кадров, оказался наполнен добром и светом.
В конечном итоге я поняла, что испытываю к Натальиным животным любые чувства, кроме жалости. Просто потому, что для этого нет повода. В доме у Натальи и ее мужа Сергея такая уютная и теплая атмосфера, которая сразу дает понять, что всем животным, попавшим сюда, очень повезло: они ухожены, сыты, обласканы и радуются жизни.
Но обо всем по порядку.
Наталья занимается пристройством собак и кошек уже больше десяти лет. Первую собаку, таксу Сонечку, она взяла как раз из астраханской "Спасенной души". У собаки был демодекоз, выглядела она, мягко говоря, не очень, но Наталье удалось справиться с болезнью, и Соня благополучно прожила у нее еще семь счастливых лет.
Позже был Буч, которого забрали с собачьих боев... А потом, по словам Натальи, собаки стали сами находить ее. Достаточно было просто пройти по улице, чтобы на ее пути оказался пес, которому нужна помощь. Ну, или кот, что особого значения не имело. Само собой, мимо пройти она не могла. Так и повелось.
А четыре года назад Наталья нашла Джека, десятимесячного щенка, попавшего под машину и получившего в результате этого компрессионный перелом позвоночника в двух местах. В течение двух месяцев, пока Джеку не удавалось найти место на платных передержках, Наталья ухаживала за ним и училась приемам оказания помощи собакам с тяжелыми травмами.
За это время появились связи с людьми, которые занимаются лечением и реабилитацией собак-инвалидов, и Наталья приняла решение сделать акцент именно на таких животных.
Наверное, это связано еще и с тем, что она сама прекрасно понимает, что значит заново учиться ходить. Много лет назад она попала в серьезную аварию, после которой сначала полгода была прикована к постели, а потом долго восстанавливалась. Все это время рядом был Сергей, который помогал и поддерживал ее.
Наталья говорит, что собаки очень помогли ей перестать чувствовать себя не такой, как все. Ведь животные живут полной жизнью, несмотря на свои порой тяжелые увечья, и абсолютно не ощущают себя ущербными. Да и другие члены стаи принимают их такими, какие они есть.
В Орудьево Наталья с Сергеем переехали из Москвы не так давно, за год привели в порядок дом и территорию, построили вольеры, оборудовали комнаты, чтобы особенным питомцам было удобно. К счастью, Сергей многое делает своими руками, что здорово облегчает задачу.
Обычно на попечении Натальи и Сергея находится девятнадцать постояльцев. Я сразу подумала, что это какое-то магическое число, с которым связана загадочная история, но все оказалось гораздо проще: девятнадцать - это максимальное количество животных, на которых хватает физических сил, и они могут получать полноценный уход.
Пробовали добавить еще одного питомца, чтобы округлить до двадцати, но это пошло в ущерб качеству, что Наталья считает недопустимым. В идеале вообще хотелось бы, чтобы животных было семнадцать-восемнадцать, но так не получается, поэтому приходится работать почти на пределе возможностей.
При этом места в "Друге навсегда" регулярно освобождаются для новых постояльцев, которые заменяют пристроенных. Только за прошлый год Наталья нашла дом шестидесяти восьми животным.
Особенные собаки уезжают в Европу, в основном в Германию, Швецию. Грустно, но факт: немцы и шведы с большей охотой берут в семьи животных-инвалидов, чем наши соотечественники.
Но лучше пусть эти собаки и кошки живут в странах, где их права защищены, чем погибают на наших улицах или проводят всю жизнь в приютах, пусть даже в таких хороших условиях, как у Натальи. Все-таки быть единственным любимым питомцем довольно неплохо.
Ну, а те кто поздоровее и посимпатичнее, находят себе хозяев на просторах нашей страны, в самых разных ее уголках. При этом Наталья не теряет связи с людьми, которые взяли у нее животных, регулярно получает от них весточки с фото и видео.
Кстати, европейцы в этом плане не так обязательны, и порой отслеживать судьбу собак, переехавшим к ним, приходится по публикациям на их страничках в соцсетях. Поддерживать контакт с Натальей они не считают нужным, будучи уверенными в том, что, сделав доброе дело, все свои обязательства они уже выполнили. Впрочем, на качество жизни питомцев это никак не влияет, поэтому Наталья не в обиде, главное, чтобы всем было хорошо.
Кроме ухода за животными, Наталья удаленно работает, пишет программы для станков с ЧПУ, Сергей же трудится фрезеровщиком на таких станках. Это позволяет минимизировать сборы на содержание животных через фонд "Друг навсегда". Средства собираются только в случае крайней необходимости: на дорогостоящее лечение, регулярные процедуры и какие-то экстренные нужды.
Например, за посещение Мией реабилитолога еженедельно приходится платить по четыре с половиной тысячи рублей, а процесс восстановления длится не один месяц. Сложность в том, что собака – не человек, ей невозможно объяснить, зачем по два раза в день делать зарядку и выполнять упражнения, да еще и ездить куда-то на дополнительные тренировки.
Поэтому, уже приспособившись к своему образу жизни, особенные питомцы порой ленятся и отказываются работать. Но Наталья с Сергеем терпеливо и последовательно гнут свою линию, и Мия, как и многие другие, потихоньку встает на лапы и начинает ходить после травмы позвоночника. И пусть пока каждый шаг дается ей с трудом, Наталья верит, что вскоре она будет бегать и играть вместе со всеми.
Да и остальные питомцы находятся в отличной форме. Им обеспечено хорошее питание (сухой корм для тех, кто здоров, и каша с мясом для остальных), полноценный выгул и общение. А некоторым вообще разрешены вольности вроде валяния в хозяйской постели.
Конечно, все это требует довольно больших усилий, поэтому на сон и отдых времени остается маловато. Подъем в шесть, а отбой ближе к трем часам ночи, плюс короткая дневная передышка. Но Наталья с Сергеем не жалуются, просто день за днем делают все, что необходимо, при этом успевают следить за чистотой и порядком в доме, и уделять достаточно внимания каждому животному. Наверное, именно поэтому большинство их подопечных общительны, ласковы и жизнерадостны.
Что еще интересного удалось узнать о Наталье? Она веган, три года назад полностью отказалась от употребления мяса. В этом вопросе на нее сильно повлиял просмотр фильма "Гамбургер без прикрас" и общение с его создателями. Кроме того, она использует только безопасную экологичную бытовую химию, что рекомендует делать всем. В вопросах веганства Наталья не столь категорична и считает, что тут каждый должен решать для себя сам. Сергей вот пока к ней не присоединился.
А еще она участвует в программе "Накорми": в числе других волонтеров развозит по точкам в Дмитрове корм для бездомных хвостиков, которым не находится места в приютах и на передержках.
Кормление уличных животных довольно спорный вопрос, и не все поддерживают подобную инициативу, ссылаясь на то, что это приводит к антисанитарии и размножению грызунов. Но я считаю так: прежде, чем осуждать, сделай что-нибудь сам. Например, возьми в свой дом собаку или кошку, тогда и подкармливать будет некого. Рассуждать легко, а вот действовать...
Хорошо, что существуют люди, которые готовы сделать многое, чтобы помочь животным, в том числе и особенным. Пожалуй, на них и держится этот мир. Кстати, когда я спросила, радуется ли Наталья каждый раз, когда пристраивает кого-то, то услышала довольно неожиданный ответ: некоторых своих подопечных она отдает со слезами, потому что настолько привязывается к ним, что расставание дается очень нелегко.
Искренне желаю Наталье и ее супругу всего самого хорошего. Уверена, что их запасы любви и доброты поистине безграничны, поэтому у животных, попавших в беду, все-таки будет шанс выкарабкаться и стать кому-то нужными. Спасибо вам за то, что не проходите мимо и своим примером учите других не оставаться равнодушными к чужим страданиям. Счастья, удачи и терпения.
Моим же читателям я предлагаю заглянуть к Наталье в Инстаграм и на страничку в ВК. Возможно, кто-то из ее питомцев ждет именно вас.
Спасибо, что дочитали до конца. Ставьте лайк, если статья вам понравилась. Здесь вы можете подписаться на мой канал, возможно, там есть еще что-то интересное для вас.