28 сентября на more.tv стартует долгожданный (с предыдущего пролетело три года!) четвертый сезон великой антологии Ноа Хоули «Фарго». Кинокритик Марат Шабаев рассказывает, почему новые серии стоит ждать не меньше прошлых.
Самый большой сезон
«Фарго» возвращается с огромной галереей новых персонажей — в новом сезоне, по заявлениям шоураннера Ноа Хоули, около 25 (!) значимых героев. И многие из них появляются не в первой серии, а возникают ровно тогда, когда это нужно. Видимо, поэтому в четвертом сезоне будет на одну серию больше, чем обычно.
Начинается все с истории, которая рассказывает чернокожая школьница Этельрида (Эмири Крачфилд) — дитя смешанного брака, чьи родители руководят моргом в Казнас-сити, штат Миссури. Заведение, очевидно, без дела не простаивает, так как город известен своими криминальными группировками, постоянно ведущими борьбу за территории.
Дух Коэнов и актерский состав
Действие четвертого сезона «Фарго» разворачивается в 1950-е, когда итальянская и афроамериканская группировки столкнулись на улицах Канзас-сити. Семью Фадда представляет седой патриарх, «крестный отец» Донателло (Томмазо Раньо) и его вспыльчивый наследник Джосто (Джейсон Шварцман), также на их стороне находится угрюмый сын покойного ирландского авторитета Рабби Миллиган (Бен Уишоу).
Противостоят им гангстеры-афроамериканцы под руководством хитрого Лоя Кэннона (Крис Рок) и его расчетливого советника Доктора Сенатора (Глинн Термен). Но на этом звездные имена в актерском составе «Фарго» не заканчиваются — в сюжете замешана медсестра со странностями (Джесси Бакли, звезда недавнего фильма Чарли Кауфмана «Думаю, как все закончить») и праведный шериф-мормон (Тимоти Олифант).
Последние персонажи — эксцентричные чудаки, которые могли бы встретиться в фильмах братьев Коэн, так что «Фарго» продолжает поддерживать свой фирменный стиль. Кстати, в сюжете встречаются отсылки и к другим работам режиссеров — комедиям «Подручный Хадсакера», «Воспитание Аризоны» и «Серьезный человек», а также мрачным криминальным историям в духе «Старикам тут не место» и «Перекресток Миллера».
Герои еще сложнее и противоречивее, чем раньше
Предыдущие сезоны «Фарго» придерживались формулы «добро против зла». Хорошими героями были Молли Солверсон (Эллисон Толман), ее отец Лу (Патрик Уилсон) и Глория Бергл (Кэрри Кун), за команду негодяев играли Лорн Малво (Билли Боб Торнтон) и В.М. Варга (Дэвид Тьюлис). Однако в новых сериях граница между светом и тьмой размыта, поэтому большинство персонажей действует в серой зоне морали. Да, теперь уже нельзя сказать однозначно, кто из двух банд в Канзас-сити является большим злом — все преступники и «праведники» четвертого сезона лишь винтики большой криминальной истории.
Американская история преступлений
«Ты знаешь, почему Америка обожает криминальные истории? Потому что Америка сама по себе — криминальная история», — заявляет Джосто Фадда, которого сыграл Джейсон Шварцман. И с этим заявлением трудно не согласиться. Новый сезон отдает дань почтения не только братьям Коэн, но и эпическим сагам Мартина Скорсезе (вроде «Банд Нью-Йорка»). Америка — это страна, в чьем фундаменте заложены трупы инакомыслящих, бандитские кости и невинные жертвы.
В первой же серии нам дается краткая предыстория криминальных пертурбаций Канзас-сити. Поначалу город держала еврейская банда, затем она подписала мирный договор с прибывшими ирландскими гангстерами. Однако новички жестоко расправились со своими предшественниками. А через несколько лет новая волна иммиграции выбросила в этот город итальянских мафиози, которые тоже нарушили заключенный мир, перебив ирландцев. И вот теперь в Канзас-сити пожаловали афроамериканские гангстеры. Одна криминальная волна сменяет другую, подминая под себя все, что существовало ранее.
Исследование американской идентичности
Новый сезон «Фарго» — попытка жанровыми средствами (формально это все же гангстерская драма) осмыслить историю иммиграций и ассимиляций. Самая расхожая (но от того не менее правдивая) метафора США — плавильный котел, в котором все приезжие народы теряют свои свойства, смешиваясь с основной массой населения. Поэтому одна из героинь задает вполне справедливый вопрос: «Если Америка — это страна иммигрантов, то как тогда «стать» американцем?». Иначе говоря, на кого же равняться «новым» жителям страны, если и все прежние ее обитатели — тоже иммигранты?
И вопрос американской идентичности не касается только лишь афроамериканцев, которые в 1950-е, когда разворачивается действие нового сезона «Фарго», находятся в плену удушающих законов Джима Кроу о сегрегации. Те же итальянцы, привычные герои гангстерских мифов, — тоже чужаки, хотя все об этом как будто забыли.
Поэтому когда семья Фадда привозит своего раненного патриарха в элитный госпиталь, то им с презрением отказывают, предлагая обратиться в захудалую государственную больницу (заодно это отсылает к похожей сцене в «Крестном отце», когда в клинику привезли Вито). И тогда становится понятно, что угнетаемых этничностей в Америке — неисчислимое множество, но это же множество и составляет ее основное население. Тогда кто такие «настоящие американцы»? Именно на этот вопрос, с черным юмором и ироничным настроем, пытается ответить шоураннер Ноа Хоули.
Все сезоны «Фарго», включая четвертый, можно эксклюзивно посмотреть в онлайн-сервисе more.tv.