Трекчо - это прорыв через двойственный ум к состоянию изначальной чистоты, кадак. Трекчо, скорее, не практика, а особый образ жизни, который подразумевает наличие у практикующего реализации состояния ригпа.
Ригпа - знание природы ума - должно быть в нашем распоряжении всякий раз, когда мы вспоминаем о нем.
Допустим, ты погрузился глубоко в мысли, заметил, что отвлекся от ригпа - и моментально, без усилий оказываешься в ригпа. Поток мышления рвется - и ты прорываешься в пространство основы.
Это и есть трекчо - прорыв.
В начале освоения практики трекчо любая концептуальная активность мешает слабой ещё медитации, поэтому многие мастера Дзогчен и Махамудры, особенно индийские Махасиддхи - Сараха, Вирупа и другие - советовали бросить любую деятельность ума, включая молитвы, мантры, анализ и т.д.
,,Если в силу благословения гуру ты открыл в себе самосуществующую мудрость, но продолжаешь усердствовать в стадии мантры и анализа - мудрость покинет тебя" - говорил Сараха.
Понятно, что мирские отвлечения ума тоже активно способствуют ,, потере мудрости".
В дальнейшем, когда ты укрепляешься в практике, то мышление и восприятия уже не разрушают ригпа, а возникают неотрывно от него, как его самовыражение.
Доржонг Ринпоче говорил, что только эту стадию можно назвать трекчо.
Трекчо подразумевает реализацию природы ума, реализацию ригпа.
Если же ты не имеешь ригпа в своем распоряжении, но вынужден искать его, то это - не трекчо, а випашьяна.
Что касается кье-рим (медитации стадии зарождения), то здесь мы медитируем на форме божества, его мантре, энергии - пране для того, чтобы реализовать ум божества. Ум божества - это самадхи таковости.
Если мы не имеем склонности к детальной стадии построения, то у нас может оказаться склонность к тому, чтобы непосредственно искать самадхи таковости - это и кье-рим и дзогрим (стадия завершения) одновременно.
Ты читаешь мантру, чувствуешь себя - божеством, свой ум - умом божества, и когда ум действительно получает проблеск медитации, сидишь с этим.
Когда проблеск гаснет - снова читаешь мантру и т.д.