Моя бабушка была очень прижимиста. Еще бы: человек пережил смерть матери в раннем возрасте, голодные годы, войну и послевоенную разруху.
У нее выпросить даже 10 копеек было тяжело. Бывало, просишь:
– Бабушка, дай 10 копеек! (это когда шоколадка стоила уже 50 копеек)
А она такая:
– А на что тебе?
– На шоколадку!
– А, нет. Нет денег.
Помню, весь подростковый возраст мне отчаянно хотелось иметь карманные деньги. Но никак. Бабушка не разрешала – мама не давала. Только 50 копеек в школу, на которые можно было купить один пирожок. Или 5 сигарет.
А потом я выросла (по крайней мере, по документам). И решила: вот будет у меня ребенок, будет правильным давать ему карманные деньги. А когда ему будет 18 лет, отселить его отдельно, и пусть сам учится добывать себе пропитание. А я буду только страховать и, если он где-то накосячит, помогать ему материально. Но только после того, как мы проанализируем, обсудим его ошибку, и он пообещает мне так больше не поступать.
Так я думала.
А потом оказалось, что это решение – от ума – это только поверхностная часть айсберга. И материнство, как и все финансовое планирование – гораздо более сложная и объемная штука.
Ребенок будет жить по программам, которые заложили в его психику родители. Как жила я, до того, как пришла в психотерапию.
Если – «деньги достаются тяжелым трудом», значит, так тому и быть. Если «деньги – это стыдно», значит, и это будет выполняться. А еще с деньгами было связано (лично у меня) отношение с отцом. Это вскрылось на тренинге "Финансовый успех", который входит в цикл "Мозг: перезагрузка. Тренажер 7*7" (по аутоординационному методу).
Если установки и прочие, связанные с деньгами вещи, не обнаруживать и не прорабатывать, то, планируй или не планируй сознательно, подсознание сделает так, что ребенку денег всегда будет не хватать. Как не хватало их и мне.
А в погоне за ними, да еще и при отсутствии родительской поддержки, ребенок вполне может влезть в какую-то аферу, финансовую пирамиду или что-то подобное (у меня было такое, в подростковом возрасте).
К тому же, я прочувствовала, что вот такое планирование – это некое привязывание ребенка ко мне. Чтобы она всегда морально была от меня зависима. А я буду так свысока решать: дать денег или не дать (дать любви или не дать). Надо ли мне это? Нет, увольте. Я была с другой стороны этой цепи, привязанной к бабушке.
Но разве не должен ребенок быть самостоятельным? Конечно, должен. Только достигается это не с помощью его дрессуры, а благодаря безусловной любви. Родительской. И проработки – опять-таки родителями – своих установок, убеждений, программ, обид и злости – на собственных значимых взрослых.
Благодаря дрессуре ребенку только придется из более глубокой «ямы» выбираться. Если не финансовой, то моральной точно.