Найти тему
292,9K подписчиков

Летописные оковы княгини Ольги (критический обзор «псковской легенды» происхождения государыни)

661 прочитал
Если с народными преданиями и былинами происхождения княгини Ольги всё более-менее понятно, то вот погружаться глубоко в летописные источники — опасно. Как для психики, так и для репутации.

Если с народными преданиями и былинами происхождения княгини Ольги всё более-менее понятно, то вот погружаться глубоко в летописные источники — опасно. Как для психики, так и для репутации. Но «историческому наперсточнику» можно почти всё (лишь бы здравый смысл присутствовал), поэтому дерзнем. Итак, появление Ольги в Киеве летописная «Повесть временных лет» объясняет так: сын Рюрика Игорь, несмотря на появление признаков мужского возмужания, — абсолютно покорен Вещему Олегу, родственнику грозного отца-варяга. Настолько несамостоятелен в личной жизни, что опекун-регент:

«приведе ему жену от Плескова, именем Олгу».

Другой источник (Иоакимовская летопись) чуть более многословен и утверждает, что настоящее имя Ольги было …Прекраса. Но по каким-то загадочным резонам была Олегом переименована:

«а Олег поименова ю и нарече во свое имя Ольга».

Можете потратить всю жизнь, но не найти подобного эпизода. Чтобы языческое имя менялось на другое… языческое. Прозвание получить какое, тайное имя от «злых духов» при рождении, прозвище звучное… а потом в историю зайти таким образом. Этого добра навалом. Но вот Имя? Кто силен в ритуалах подобных (наших широт) — просветите в комментариях, возможен некий пробел у автора. Дальше...

Олег Вещий не мог никого привести Игорю, поскольку эти персонажи никогда … друг друга в глаза не видели. Летописная выдумка Нестора, чтобы протянуть нитку династическую к Рюрику. Эпизод многократно доказан (по мнению автора), наукой внятно не опровергнут по сей день. Но… Игорь существовал, мужем Ольги был, а кто сват тогда…? Если не Вещий Олег? И откель он «приведе» столь великую историческую персону? Позже разберем, пока же…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Опять во Псков. В науке господствует именно «псковская легенда», что многотомно расскажет: летописный «Плесков» — сие есть древнерусский Псков. Значит, происхождение Ольги стоит искать только там. В материале «Каменная поступь Государыни» канал познакомил Читателя с детальной аргументацией этой версии. Крепко настоянной на лампадном масле и запрещенных законодательством мухоморных взварах… Там, в «веси Выбутской», и должна стоять точка в любых спорах, вроде бы. Данная прописка устраняет и противоречия со вторым источником: «Житием святой и равноапостольной Ольги». Который утверждал: во времена Ольгиной молодости: «еще граду Пскову несущу» (не было тогда Пскова, короче).

Особых сомнений добавляет вот что. В народной традиции — Выбутово/Выбутино/Выбут слывёт и родиной князя Владимира Святославича, крестителя Руси неудержимого. Самое место, ага. Опосля неимоверных топтаний государыни Ольги по тамошним валунам. Очередной христианский трюк с «духовной преемственностью» двух первых царствующих равноапостольных святых, внука и бабки. Кому как, но ладаном от этой истории пованивает крепко.

Еще больше заставляет посомневаться в «псковской версии» — датировка ее появления. Вроде смотрится всё чинно — топонимы «Плесков» и «Псков» присутствуют в Новгородской I Летописи старшего и младшего изводов. Но шайтан, как говорится, — в деталях скрыт. Может слабый аргумент, однако в Старшем изводе «Псков» вытесняет «Плесков» только с 1352 года. Получается, что «псковская легенда» стала общепринятой среди летописцев… только к началу XV века. Ничего так себе дистанция, сто чертей в ступе сменилось. Как и редакторов монастырских…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Бестселлер — в тираж! В законченном полном варианте «псковскую историю» можно прочитать лишь в Степенной книге, что 1560-х годов издания. Там Ольге в качестве общественно-исторической нагрузки еще назначено основание Пскова (чему археология категорически противится). Усилиями «государственников-москвичей» в рясах легенда широко распространяется по всем «типографиям». Становится «историческим фактом». Ольгино «Житие…» Димитрия Ростовского (1651-1709) сообщает авторитетно:

«Ольга из Новаграда иде в отечество свое, иде же родися, в весь Выбутскую и поучи сродники своя познанию Бога. Егда же в стране той прииде к брегу реки, зовомой Великой, … еже на месте том быти граду велику и славну. И возвратися в Киев, посла довольно злата и сребра, повеле город Псков созидати и люди населяти».
(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Откуда эти святые пиарщики надергали столько дополнительной информации — лично для меня загадка великая. Но процесс не остановился, рос и креп. Стремясь прикрыть «посконное происхождение» Государыни, фантазии бурлили, басни пухли. Очень скоро из славянки-простолюдинки, перевозчицы Игоря через реку Великую («рода не княжеска и не вельможеска, но от простых людей» — как в первоисточнике, — авт.) Ольга превращается… превращается… В «дщерь» Олега Вещего! Во «внуку-правнуку» Гостомысла, княжну из рода изборских князей. Самые смелые заносят ее метрику о рождении в род знатных скандинавов под именем Хельга… Шах и мат, пойду плесну чего-нить…

Читая буквы… О Хельге Скандинавской. Помянута сия дама в сагах, если помнится. Каких только дискуссий не начитался от «специалистов» по лингвистике и фонетике. Дошло до того, что свою «Ольгу/Хельгу» суровые повелители селедки вдруг стали искаженным именем Аллогия называть. Настоящие скандинавы удивлены такими языковыми упражнениями, авторитетно заявляю. Даже больше. Они и князя Олега не признали за носителя скандинавского имени, приписываемого ему представителями норманнской теории. Прежде чем устраивать верстовые забеги в комментариях с игрой словами — посоветуйтесь в чистопородными обитателями фьордов. Очень удивлены будете: «скандинавские» имена обоих русских князей — и Олега, и Ольги, — сами скандинавы в упор не узнают. Передаются сии имена совсем иначе.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

А если не внемлите просьбе автора — начните вот с такого упражнения. Утверждаю, что Ольга/Олег имеют древнюю славянскую (балто-славянскую) природу. Есть известное у балтийских славян имя — Ольгост или Ологаст, он же Волгаст или Волегаст. У них же и другой вариант найдется Велегост. Славянское в топонимах: Wolgast (крупный город в Передней Померании, в XII веке упоминался как Hologast). А также Velgast (поселок рядом со старинным руянским городом Штральзунд, или Стрелово).Vehlgast найдется и в Мекленбурге-Передней Померании.

Имена Олгост — Волгост известны на Руси, помянуты в «утерянной» Ипатьевской летописи. Новгородская область: есть деревушка Велегощи (от имени Велегост). Топонимы встречаются в Польше с Чехией: Wòłogòszcz, Velihošt’, Vlhošt’. И в других славянских землях. Уверен, что имена «Олег-Вольга» — обычные сокращения. Практика была популярна и повсеместна у славян. Характерна даже. Имя Радим является сокращением от Радимир, Гостим — от Гостомысл, Мирош — от Мирослав, Браниш — от Бронислав, Ярош — от Ярослав, Ярёма — от Яромир …список бесконечен.

Женское имя Ольга. В древнерусском языке известно слово польга (польза). В северных наречиях до сих пор в ходу: «Сохе грамота не польга». «От лекарского снадобья польги мало». Было в русском языке также и позабытое нынче слово «льга», если почитать Даля. Известно польское слово «ulga» — облегчение, успокоение. Литовское alga — вознаграждение. От него выводят, кстати — имя Ольгерд. Забег можно продолжить, но думаю достаточно...

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Читая смыслы… Разбор короткий будет, не обижайтесь патриоты псковской земли... Наивная «простота» будущей Государыни русов — это духовная калька прототипа небесной покровительницы Ольги после крещения. Звали сию тётеньку — императрица Елена, была матушкой самого известного в мире «археолога» Константина Великого, что понаходил (под чутким маминым руководством) полный набор артефактов с места казни Христа: от гвоздей и копья Лонгина до таблички с именем казненного пророка. Хотите знатно похохотать — почитайте религиозные упражнения «святой семейки» — тут.

Так вот, царственная святая Елена передала своё имя в крещении царственной же Ольге. Ромейка была до венценосной свадьбы… дочерью смотрителя почтовой станции. В русской Летописи тоже прямо пишется: родилась великая Государыня наша в семье простого перевозчика. Если перетолмачить на греческий манер — смотрителя перевоза на реке Великой. Обе божественные повелительницы из самых низов, так сказать. Читать нужно правильно сие, затаив дыхание, — ибо первоначальная «простота» скрывает в себе залог будущего Величия.

В «псковской легенде» отчетливо торчат ушки другой — «варяжской». С концепцией происхождения государства «древняя Русь» из северо-русских земель. Когда это было принято в качестве идеологической концепции и прописано в поздних Сводах? Верно, в XV-XVI веках. Тогда наследники Калиты усвоили для себя родовое прозвище «Рюриковичи». А для чего? Верно, чтобы иметь полное феодальное право рассматривать все русские княжества (особенно вольные Новгородско-Псковские земли) — как «отчину и дедину» свою. Если думаете, что идеологию Карлуша Маркс придумал, то крепко ошибаетесь. Он ее талантливо и точно описал, опираясь на немалый исторический багаж и мозг недюжинного аналитика.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Понимая историю. Так вот. Вместе с официальной «линией партии» в парадигме «Рюрик — наше всё!»: происходит канонизация Ольги (1547 год). Абсолютно по времени всё совпадает. Окончательное оформление «псковской версии» ее происхождения (как и других нежданно всплывших «фактов») в Житийной биографии произошло …мммм, во второй половине XV — первой трети XVI в.

Для чего так сделано, почему фантазия забурлила у попов-князюшек? Да потому что не было никаких достоверных фактов, что в раннем Средневековье существовали прочные государственные связи Северной Руси с Киевской. Всё что нашлось — носило легендарный характер. И «Повесть временная…» писалась с полутора вековым гаком от событий. На основе чего? Преданий, народного эпоса, былин да корявых отчетов отшельников в скитах… Это исторический базис?

Начиная с самого начала: летописные сообщения о «походах с севера на юг» Аскольда и Дира (а потом Олега с отроком Игорем) — относятся к области давних преданий. Но с другими действующими персонажами: Владимиром и Ярославом, которые завоевали Киев из Новгорода. Даже северные версии ПВЛ, типа Устюжского летописного Свода — в известиях об Олеге вообще не называли столицы, откуда он совершил завоевание Киева. Налицо было в раннем Средневековье два обособленных «анклава» — северный и южный. А в центре всего этого «государства» спокойно сидели да меды пили «вятичи» с союзниками. Заставляя по своей прихоти кружить вокруг их земель «повелителей земель русских», князей киевских.

Вот почему выглядит лютым подлогом история с обретением Игорем жены Ольги. На берегах реки Великой, «от простых людей». Нестор иже с ним сами пропустили в своих сказках — опровержение очевидное. Вспомните молодые годы язычника Владимира Ясно Солнышко. Как сама мысль о браке с «простолюдином от ключницы Малуши» отметалась княжеским родом Полоцким:

Владимир Святославич вернулся в Новгород с варягами… И послал к Рогволоду в Полоцк сказать: «Хочу дочь твою взять себе в жены». Тот же спросил у дочери своей: «Хочешь ли за Владимира?». Она ответила: «Не хочу разуть (свадебный славянский обряд, — авт.) сына рабыни, но хочу за Ярополка (законного наследника княжеского рода, — авт.)».

Рогнеда Рогволдовна столь безбашенна была и задириста, отказывая Владимиру в своей руке? Попрекнув женишка его «простецким» происхождением от рабыни-милостницы. Нет, это просто разные социальные шесточки раннефеодального курятника…

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

«Псковская легенда» — это очень поздняя пасторальная фантазия московских и (перевоспитанных) новгородских книжников XV-XVI вв. Ничего общего с традициями славян IX века не имеющая. Вчитаемся очередной раз… Юный Игорь, желая переправиться на другой берег речки Великой, окликнул лодочника. Там обнаружил очаровательного юного рулевого в прекрасном женском образе. Попытался, не снимая сапог, — тут же совратить деву, но был остановлен благочестивыми и разумными речами. Устыдившись, оставил свои нечистые помыслы. А когда пришла пора жениться… вдруг «вспомнил дивную в девицах Ольгу» и немедленного заслал свата, Вещего Олега.

Ничего не напоминает? Славянка-язычница как-то явно копирует идеальное поведение благочестивой девицы из русского терема XV-XVI века, прибитая традициями Домостроя. На досуге почитайте про добрачные традиции славян, их отношение к сексу и практике общения между полами. Будете удивлены свободе и открытости. А весь этот целомудренный миф отправьте на дополнительную редактуру в РПЦ, в свете «новых открывшихся обстоятельств», так сказать… Кстати, встреча на переправе тоже не просто так помянута: это символ свадьбы, часть славянского ритуала. Что в искаженном виде практикуется поныне. Кто своих суженных через пять мостов таскал на руках — подтвердят.

(Иллюстрация из открытых источников)
(Иллюстрация из открытых источников)

Грустные выводы. «Повесть временных лет» первых редакций, собственно говоря, не дает никакого повода считать Ольгу псковитянкой. Все связи Ольги с Псковом (не путать с «Плесковом», другой материал будет) ограничиваются лишь… санями (не ржать!). Во времена Нестора псковитяне хранили якобы принадлежавшую Ольге реликвию — транспортное средство на полозьях. Как они отжали у Государыни сей ценный предмет — загадка. Но достались они, если напрячь зрение и вчитаться в межстрочье летописное, — во время объезда Ольгой Новгородской и Псковской земли. Вполне могло быть такое.

А вот чего не могло быть — полное отсутствие родственников славянки (да хоть трижды скандинавки) Ольги. Что должны были (просто обязаны) повысить свой социальный статус во время ее долгого правления. В той же псковской земле. Ни одного боярского рода в северных широтах, что ведут свои корни к Государыне «русов» — не обнаружил, как не искал. Может, что-то упустил… хотя очень сомневаюсь.

И как водится — вишенка на тортик. Быть строго научными предлагаю. Включение имени Ольги в историю града Пскова крайне опрометчиво и некорректно. Археологи не решаются датировать становление «городского поселения» даже началом XI века. Деревенька там была малая. А центром племенных земель псковских кривичей в IX-Х веках был Изборск. Источниками помянут неоднократно и с археологией там полный порядок.

ЗЫ: Выводы автор пока не делает, рано. Еще одну версию просмотрим. Там будем судить да рядить… Откуда же родом Государыня Ольга…

Продолжение следует.

Если с народными преданиями и былинами происхождения княгини Ольги всё более-менее понятно, то вот погружаться глубоко в летописные источники — опасно. Как для психики, так и для репутации.-10

Читайте по теме: