Конечно это Рембрандт и конечно это "Возвращение блудного сына" - последний шедевр великого голландца.
Сюжет картины - евангельская притча о блудном сыне - неком молодом юноше, получившим от отца часть наследства. Он отправился "в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в стране, и он начал нуждаться". Юноша пас свиней и нищенствовал. Голод заставил молодого человека вернуться в отчий дом.
В 1635 году, будучи молодым, Рембрандт изобразил себя - кутилу и баловня судьбы в расцвете сил и славы, с бокалом в руке и любимой Саскией на коленях ("Блудный сын в таверне") ➡️ ОБРАЩЕНИЕ К СЮЖЕТУ ВОЗВРАЩЕНИЯ БЛУДНОГО СЫНА - ЭТО ФИНАЛ ИСТОРИИ. На закате жизни Рембрандт таким образом исповедуется.
Художник запечатлел встречу отца и сына. По Евангелию отец, увидев сына, "сжалился и, побежав, пал ему на шею и целовал его". Юноша сказал ему: "ОТЧЕ! Я СОГРЕШИЛ ПРОТИВ НЕБА И ПРЕД ТОБОЮ".
Сюжет притчи довольно информативно отображен на картине (справа стоит, скорее всего, старший брат скитальца, который упрекнул отца в том, что тот празднует возвращение блудного сына, а в полумраке - соседи и домочадцы, свидетели встречи).
Мне хочется заострить ваше внимание на двух моментах⬇️
1️⃣ ПЯТКИ блудного сына - грязные, загрубевшие в странствия ступни.
Эти ПЯТКИ - ПРО ПУТЬ, КОТОРЫЙ ПРОХОДИТ ЧЕЛОВЕК НОГАМИ. И, как абсолютно точно отметил Илья Хаскович в контексте Караваджо (❗а без пяток Караваджо не было бы знаменитых пяток Рембрандта), ПРО ПУТЬ ДУХА (раскаяние сына).
Упав на колени юноша приник, спрятав лицо, к склонившемуся над ним отцу. Поза молодого человека говорит о чувствах стыда и раскаяния, которыми переполнена его душа. Сношенные башмаки, потрепанные одежды (его рубашка превратилась в рубище, но остатки золотой бахромы у ворота хранят память о былом достатке) - свидетельства лишений, выпавших на долю юноши, СВИДЕТЕЛЬСТВА ЕГО ПОРЕПАННОЙ ДУШИ.
2️⃣ РУКИ СТАРЦА. Глубокая взволнованность любящего отца читается в этих руках, с нежностью касающихся сына. ЭТОТ ЖЕСТ - ЗНАК ПРОЩЕНИЯ И БЛАГОСЛОВЕНИЯ.
РУКИ - ЭТО тоже ПРО ПУТЬ ДУХА (прощение)
Нельзя не сказать несколько слов и о драгоценном сиянии поздней ЖИВОПИСИ Рембрандта. Множество оттенков красного, коричневого, золотисто-охристого тонов звучат то напряженно, то приглушенно. Широкие, мелкие, иногда очень рельефные мазки создают подвижную фактуру картины. Роже де Пиль (1635-1709) писал: "каждый мазок кисти Рембрандта придает жизненность и правдивость". / "Часто он (Рембрандт) ограничивался только широкими мазками кисти и накладывал свои в высшей степени густые краски одну рядом с другой... На расстоянии сильные мазки кисти и густота краски становятся незаметными для глаза и, сливаясь в месте, производят желаемый эффект" - писал другой французский теоретик искусства Андре Фелибьен (1619-1695)