Найти тему
Raut Route

Не стреляйте в анархиста: рецензия на спектакль «Фанни» о последних перед казнью днях анархистки Каплан, совершившей покушение на Ленина

«Историю лучше знать понаслышке, иначе сойдёте с ума», — считает художественный руководитель московского театра «У Никитских ворот» Марк Розовский, поставивший этот спектакль по написанной им недавно пьесе.

В 1906 году, когда Фанни (Фейге Хаимовне Ройблат) исполняется 16 лет, родители, оставив её, уезжают в Америку. Она же, вместе со своим возлюбленным Виктором Гарским, готовит покушение на киевского генерал-губернатора Сухомлинова. Самодельное взрывное устройство срабатывает не вовремя. Каплан получает ранение в голову и практически полностью теряет зрение.

В 1907 году Фанни приговаривают к смертной казни, которую из-за её несовершеннолетия заменяют пожизненной каторгой. В тюрьму 17-летнюю девушку привозят в ручных и ножных кандалах. На каторге она становится эсеркой.

В 1917-м, после Февральской революции, Каплан амнистируют как политзаключённую. В Евпатории, куда она направляется для поправки здоровья, Фанни знакомится с Дмитрием Ульяновым (братом Владимира Ильича), который даёт ей направление в глазную клинику, где ей делают удачную операцию и частично возвращают зрение.

В мае 1918-го на заседании Совета партии социал-революционеров Каплан знакомится с членами Боевой организации эсеров.

30 августа на митинге рабочих завода Михельсона в Замоскворецком районе Москвы она стреляет в Ленина.

Через четыре дня, 3 сентября 1918 года, Фанни Каплан будет расстеряна без суда, по устному указанию Свердлова, во дворе девятого корпуса Московского Кремля. Приговор приведут в исполнение под шум заведённых автомобилей. На курок нажмёт комендант Кремля, бывший балтийский матрос Павел Мальков. Казнь состоится в присутствии пролетарского поэта Демьяна Бедного. После чего тут же, у стен Кремля, труп, облив бензином, сожгут в бочке из-под смолы.

Фанни на этот момент будет всего 28 лет.

-2

В пьесе Марка Розовского всего этого нет. Действие спектакля разворачивается в камере, где проводит свои последние дни Каплан.

Впрочем, назвать происходящее действием можно тоже лишь с большой натяжкой — спектакль построен практически исключительно на диалогах и монологах. Это осложняет восприятие, заставляет зрителя находиться в постоянном сосредоточении, напрягать воображение, память, интеллект. Одним словом, работать, а не отдыхать.

-3

На мой взгляд, таким и должен быть настоящий театр. Если вы тоже предпочитаете ходить в театр за тем, чтобы почувствовать свою душу живой (а для этого ей иногда приходится сделать больно, в чём, собственно, и состоит суть катарсиса — очищение через (со)страдание), то «Фанни» — это спектакль для вас.

-4

В нём, надо признать, есть свои недостатки. Длинноты, скрываемые за неубедительными и нарочитыми перемещениями актёров по сцене. Невнятная композиция, сильно отличающаяся от классической «завязка—кульминация—развязка». Чересчур большие условности: механическая крыса, например, которая одним только своим громким жужжанием мгновенно вырывает зрителей из контекста и переносит в какой-то другой мир будущего — научно-инженерного прогресса, торжества технологий и роботов (хотя, возможно, это и было задачей режиссёра).

Но достоинства спектакля значительно более весомы и ценны. Это, во-первых, потрясающая сценография Станислава Морозова — безупречно выстроенные декорации и свет, создающие впечатление какой-то завораживающей красоты, жуткой и притягательной одновременно.

А во-вторых, и в-главных, — невероятная, восхитительная работа Яны Прыжанковой, Дениса Сарайкина и Дениса Юченкова (я смотрела спектакль именно в этом составе). Актёрам удаётся держать внимание зрителей исключительно за счёт собственных ресурсов (действия, повторюсь, на сцене практически нет). Созданные ими образы предельно точны. Как внешне (пусть и в соответствии со сложившимися стереотипами, но вы ведь помните кредо Марка Розовского: «Историю лучше знать понаслышке…»). Так и по внутреннему антагонизму, нерву, драме — борьбе добра со злом.

Борьбе, которая происходит в каждом из нас. Ежедневно и ежечасно. Борьбе, победитель в которой постоянно меняется. И кто одержит в ней верх в следующую минуту, предсказать невозможно. Для меня спектакль «Фанни» — об этой схватке.

Вероника Милославская

Фото автора

P. S. О ней же, по большому счёту, написал свой «Солнечный удар» Иван Бунин. О ней, по мотивам бунинского, снял свой «Солнечный удар» Никита Михалков. О ней, посмотрев фильм, я рассказала в рецензии «Если вам больно, вы ещё живы».