Найти тему
История войн и оружия

Правда об Ил-2: летающая мишень или "черная смерть" для гитлеровцев

Не секрет, что с момента перестройки началась масштабная кампания очернения советской истории и техники.

Началось развенчание многих легенд, тайны о которых хранились за семью печатями.

Не миновала чаша сия и историю советской военной техники, в частности знаменитого штурмовика Ил-2, самолёта солдата, который даже немцы именовали не иначе как "черная смерть".

В качестве примера канонической положительной оценки Ил-2 в советской истории можно привести цитату из романа Валентина Пикуля "Барбаросса":

"...вскоре пришло время удивляться и Герингу, считавшему люфтваффе лучшей авиацией в мире. У русских вдруг обнаружился какой-то странный самолет Ил-2 (Ильюшин), в который немецкие асы вколачивали весь боезапас, его лупили слева и справа, ловчились дать очередь снизу, долбали сверху, от этого самолета отлетали громадные куски, но он продолжал лететь как ни в чем не бывало… Маршал авиации Вольфрам фон Рихтгофен, наблюдая за этим чудом, взывал к своим пилотам в эфир:
— Эй, сопляки! Почему вы его не сбили?
Ответ поразил Рихтгофена в самое сердце:
— Этого ежа даже в задницу не укусишь, а со стороны морды с ним лучше не связываться…"

Как говаривал товарищ Епишев, на чём-то надо воспитывать нашу молодежь.

Сам Ил-2 именовали в пропаганде самолет-солдат, он должен был работать по переднему краю поддерживать наступающую пехоту.

Но после войны произошло странное, маршал Жуков, видимо, ознакомившись с данными о потерях Илов решил вообще упразднить штурмовую авиацию. Их функции возложили на истребители-бомбардировщики.

По официальным данным 11448 самолётов Ил-2 было потеряно в бою, небоевые потери составили 11055.

Чтобы не вдаваться в объяснения перед народом как так получилось, информацию об Иле стали секретить. Архивы о боевом применении и потерях Илов после войны отправились на секретное хранение.

А в чем была правда о том же Ил-2?

Дело в том, что в царской России не было своего полноценного самолёто- и моторостроения. СССР от царя досталась отсталая страна.

Для грядущего экономического рывка надо было с нуля построить авиазаводы, для них с нуля построить электростанции, дороги, мосты, разведать и освоить месторождения сырья, построить хотя бы простые бараки для рабочих. Обучить тысячи инженеров.

В статье о сравнении Ил-2 и Ю-87 начались обвинения в непатриотизме:

"В основе подобных публикаций лежит один идеологический посыл: убедить подрастающее поколение, что "коммуняки" выиграли войну за счет высоких потерь личного состава Красной армии - завалили противника трупами советских людей. Никто этих потерь отрицать не может. Но все цифры и факты в таких статьях служат не поиску истины, а главной скрытой политизированной цели. Потери очевидны, только можно ли у серьезного противника выиграть без серьезных потерь? В битве при атолле Мидуэй японцы пустили на дно всех участников восьми атак американских самолетов. И только группе Кларена Маккласки, во многом по счастливому стечению обстоятельств, удалось прорваться и потопить японские авианосцы. Никто при этом и не пытается сказать, что американцы победили, завалив японцев трупами своих летчиков, или рассусоливать, сравнивая качество участвовавшей в войне техники. СССР для создания тяжелой промышленности и перевооружения своей армии не имел и десятка лет. И самолеты у него были в этой безвыходной ситуации очень несовершенные. Но их недостатки компенсировала идеологическая мотивированность людей, уверенных что они защищают самое справедливое в мире государство рабочих и крестьян, Россию. На Западе это прекрасно поняли и теперь все силы бросили на идеологические атаки, на изменение русского самосознания, которое всегда было главной русской военной тайной. В СССР опасность идеологических атак прекрасно понимали. Сам когда-то беседовал с жертвой сталинского режима - в 1941 году забрали с фронта и дали 10 лет за восхваление вражеской техники. Вот и сейчас за подобные "правдивые" цифры и факты надо серьезно наказывать. Их авторы работают на врагов страны".

Конечно, за правду надо наказывать. А что в реальности было получается все равно?

Н. Симонов историк ВПК справедливо заявил, что СССР на тот момент отставал от Германии на две технологических уровня.

Были ошибки допущенные при конструировании Ил-2. Общий слабый технологический уровень производства не позволял выжать все из конструкции. Также была ущербной тактика его применения. Пилоты мало училось на нем летать и воевать.

Самолет получился тяжеленный, к тому же для него не хватало алюминия, поэтому хвост и крылья делали из дерева, что легкости не добавляло. К тому же попадание вражеского снаряда или пули самолёт из дюраля лишь дырявило, что делало возможным лететь дальше, если не были повреждены важные узлы. А если пуля или снаряд попадали в деревянную поверхность, то отлетали куски площадью до метра, что в ряде случаев делало не возможным продолжать полет.

Сам мотор был ненадежный, хотя и не такой слабый.

Вооружение в одном заходе применить было невозможно. Прицеливаешься и лупишь или пулеметами, или пушками, или РСами. То есть надо несколько заходов. Или в один заход, но пули летят в одну сторону, снаряды в другую, а РС в третью.

Если допустили такой самолёт к выпуску, то его недостатки могли восполнить дообучением летчиков, выделить хотя бы для курсантов побольше топлива. Но сажали в штурмовик малоопытных пилотов с 12 - 15 часами налета.

В этом и отличие от Ю-87, туда сажали опытных пилотов, которые могли бы эффективно бомбить с пикирования.

С бомбометанием у самолета-солдата было не очень. Ил-2 кидал бомбу куда получится. Обзор пилоту загораживал нос и крылья вынесенные вперед. Окошечка в полу, как у Ю-87 не было. Прицеливались по меткам на капоте. Штатный прицел для бомбардировки на бреющем полете не использовали и в конце концов сняли.

В основном, небронированные цели расстреливали из пушек, пулеметов и РСами. Затем на вооружение поступили более специальные противотанковые мелкие кумулятивные бомбы, которые стали использовать против танков.

Атака прикрытых зенитками и истребителями целей сопровождалась громадными трудностями. Надо найти цель, увернуться от зениток и истребителей, отработать по ней и удрать, это было довольно нелегко. Учитывая, что Ил-2 летал медленнее истребителей противника.

Ещё в советское время вышли воспоминания Героя Советского Союза Емельяненко, он описывал что одном боевом вылете потерял двух ведомых Николаева и Кладько.

"Впереди зазеленело - это придонские плавни. Видна колонна противника, переправившаяся на южный берег! Мы должны пересечь ее. Ведомые на своих местах. Предупреждаю: "Противник!" Разгоняем скорость, проносимся над головами фашистов. Еще минута, и мы выскочим на Дон. Взглянул вверх - ходят три пары "мессеров". А нам пора набирать высоту. Успеть бы отбомбиться до того, как они нас атакуют...
Подобрал на себя ручку управления, положил самолет в левый крен. Земля будто проваливается. Вижу Дон, на противоположном берегу колокольня, улицы станицы запружены войсками. Перестроился ли вправо сержант Николаев? Оглянулся назад - вижу, штурмовик падает с круто опущенным носом, ударился о южный берег Дона, вспыхнул. Над клубом огня взмыли два "мессершмитта". Сержант Николаев взорвался на бомбах, которые он собирался сбросить на переправу.
...А где Кладько? Бросил взгляд направо - моего ведомого уже взяли в клещи две пары истребителей, секут огнем, штурмовик дымит. Но Кладько продолжает лететь за мной... Пикирование. Целюсь по машине. Длинная очередь - рядом с машиной будто вскипела вода. Нажал на кнопку сброса бомб - ощутил под сиденьем четыре коротких толчка. Вывод из пике, снова взгляд назад: там огромный столб воды. Нет и Кладько..."

Емельяненко вспоминал, что этот безумный приказ бомбить переправу всего тремя Ил-2 без авиационного прикрытия поступил из авиадивизии.

"Мы трое стояли перед командиром полка, и я думал: "Неужели он сам уверен в успехе? Едва ли... Он получил приказ из дивизии - немедленно поднять в воздух те силы, которыми полк сейчас располагал. Наверняка и возражал, я уверен, что даже ругался в телефонную трубку, но ему строго приказали: "Выполнять! Ни шагу назад!"

И таких полетов было немало.

Конечно всегда такой массовой гибели не было. Поначалу пилотам-штурмовикам давали звание Героя Советского Союза за 30 боевых вылетов, затем уже за 80-100. То есть опытные пилоты могли без потерь налетать больше.

Маршал авиации Ефимов вспоминал:

Судите сами. В 1942 году, когда пришел в полк, у нас не было ни одного летчика, сделавшего больше 8 боевых вылетов. Такая же статистика существовала у всех штурмовиков. В среднем выполнялось не более 8-11 полетов. Вот такая война была вначале. За 30 штурмовок объектов врага присваивалось звание Героя Советского Союза.
Впоследствии, с приобретением опыта, планка результативности стала подниматься вверх. Когда мне удалось приблизиться к цифре 30, пришел приказ давать звание Героя за 60 боевых. Лично мне удалось получить Звезду уже за 100 штурмовых ударов. Вторую – за 200, так командование «на всякий случай» еще не представляло и к другим наградам.
Теперь посчитано, что в среднем за войну на один сбитый Ил-2 приходилось 60-67 вылетов, у истребителей этот показатель около 90. Да, у штурмовиков самые большие потери, но нам приходилось уничтожать наземные цели, которые противник старался хорошо защитить системой ПВО. Легких побед на войне не бывает.

Самым нужным самолетом Великой Отечественной войны все же остался самолет-штурмовик Ил-2, несмотря на его огрехи в производстве и боевом применении на переднем крае.

Основной проблемой была тактика его применения, которая в значительной степени нивелировала его достоинства: бронекорпус и мощное пушечно-ракетное вооружение. Самолеты применялись против защищенных целей, хотя можно было бомбить тыловые железнодорожные станции с топливом и боеприпасами.

Но когда советская авиация завоевала господство в воздухе Илы даже работая на переднем крае проявили себя во всей красе. Отработали тактику его применения, стало лучше прикрытие истребителями, выделяли спецгруппы подавления ПВО.

Какую невероятную зенитную мощь встречали Илы атакуя защищенные цели можно прочитать в книге Абдулина "160 страниц из солдатского дневника".

"А однажды на нашем участке боевых действий увидели немецкую четырехствольную автоматическую зенитную установку. Установка была чудом военной техники. Стоит на домкратах сложный механизм. Множество маховиков и рукояток. Вращается вокруг оси в любую сторону. Стрелок в специальном сиденье со спинкой может работать и руками и ногами... На каждом стволе огромные коробки с обоймами по пять снарядов — для автоматического заряжания. Весь механизм сбалансирован, и можно с одинаковым успехом наводить установку на цель в любом направлении.
Комсомолец Конский Иван, минометчик из нашей роты, первый забрался в сиденье-люльку и начал крутить маховики и рукоятки. Рядом стоит орудийный мастер Мануйлов Геннадий, объясняет, что к чему, а Конский вроде бы и сам не хуже знает, потому что через десять минут Ваня стал рассказывать нам про эту установку так, будто это он ее и изобрел.
И вдруг мы услышали гул приближающегося самолета. По звуку поняли, что самолет летит низко. Был туман. Конский крутит маховики и шутки ради направил все четыре ствола на звук. На бреющем полете немецкий самолет показался внезапно и на очень близком расстоянии и быстро уходил, растворяясь в тумане... Конский открыл огонь, ответный огонь открыл и самолет. Трассирующие линии устремились навстречу друг другу... И когда уже фюзеляж самолета стал погружаться в густое облако тумана, послышался дикий сорвавшийся рев моторов транспортного самолета. Фюзеляж на наших глазах переломился. Нос и хвост задрались кверху, а на переломе фюзеляжа образовалась дыра, из которой все содержимое, как из огромного самосвала, полетело на землю. Изувеченный самолет стал снижаться, скрылся из глаз, и мы услышали глухой удар о землю и взрыв.
Конский Иван сидел в люльке весь в поту, красный как рак и обалдело смотрел на нас. Разом всей ротой мы заорали «Уррра!..». Потом побежали смотреть, что вывалилось из чрева самолета. Более тридцати трупов крупных гитлеровских чинов насчитали наши солдаты на земле. Сотни ящиков и чемоданов с ценными вещами, отобранными у советских людей.
Все документы и ценности были собраны и отправлены в штаб дивизии. А Конский Иван, кажется, был представлен к высокой награде".
4-х ствольный 20-мм зенитный автомат немцев. Для поражения Ил-2 требовалось 3-4 прямых попадания. 37-мм автомату одно-два попадания. https://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/thumbs/1378960148_oblozhka.png
4-х ствольный 20-мм зенитный автомат немцев. Для поражения Ил-2 требовалось 3-4 прямых попадания. 37-мм автомату одно-два попадания. https://topwar.ru/uploads/posts/2013-09/thumbs/1378960148_oblozhka.png

По данным Растренина из статьи "Главная ударная сила" боевые потери летчиков ВВС КА за время войны составили 27 600 человек, в том числе 7837 летчиков-штурмовиков, 11 874 – истребителей, 6613 – бомбардировщиков, 587 – разведчиков, 689 – вспомогательной авиации.

За свободу и независимость Советского Союза была заплачена высокая цена. Вечная память погибшим авиаторам.

Как видим, Ил-2 нельзя оценить резко негативно или только положительно. Конечно больше пользы он бы принес атакуя тылы немцев, но и в случае штурмовки переднего края он оказался нужным.

Спасибо за прочтение.