Предисловие
Итанцы Е. Оболенского
Село Батурино - это примерно следующее крупное село по той же дороге на восток вдоль южного берега Байкала к единственному тогдашнему забайкальскому курорту - Туркинским водам.
Батурино - место, где на поселении жил еще один декабрист - Иван Федорович Шимков.
И. Шимков - это совсем-совсем другая история, чем Е. Оболенский. Он с юга: родился в Полтавской губернии, учился в Харьковском университете. Прапорщик Саратовского пехотного полка, и член Общества соединенных славян. Это не столичные блестящие гвардейцы: небогатые южные офицеры, которые создали собственное отдельное общество, а ранней осенью 1825 года внезапно произошла встреча двух цивилизаций: в ходе учений офицеры разных полков активно общались, и Южное общество в лице С. Муравьева-Апостола и М.Бестужева-Рюмина обнаружило, что тут под боком есть еще одно общество - Соединенных славян.
Получил IV разряд. Сага об Обществе Соединенных славян категорически не лезет в рамки яндекс-дзена, можно зайти например сюда и почитать про них:
Р. Добкач. Байки Общества Соединенных славян.
Но в общем, IV разряд - это немного. Вышел он с каторги Петровского завода на поселении вот в эту самую Батуринскую слободу в 1833 году. Вообще, печальная закономерность такова, что тем, кто выходит на поселение раньше - приходится хуже. На поселении внезапно хуже, чем на каторге. На каторге, в Петровском ты не один: рядом товарищи, которые пропасть не дадут, есть свой хороший врач - Ф. Б. Вольф, и вообще не так уныло.
В Батурино Шимков заканчивается за три года: умирает в 1836. При том, что это случай не депрессии и отсутствия желания жить (такое тоже бывало), а чистой несовместимости организма с местным климатом и отсутствие врачебной помощи. Жить он очень хотел: просил перевода в Минусинск, собирался жениться на местной жительнице Фекле Батуриной (и в итоге все ей оставил). А вот.
Сейчас главная достопримечательность Батурина - Сретенский женский монастырь. Исторически никакого монастыря не было, это приходский Сретенский храм, строился с 1813 по 1836 год. Отпевали Шимкова явно здесь, а вот в нижнем или верхнем храме сообразить не могу: он умирает в конце августа 1836 (пейзаж и цвета вот примерно такие, как на фото, это начало сентября), а вот когда именно в 1836 году они освящают верхний храм, мы не знаем.
Монастырь тут с 2000 года, просто так, волей архиерея. Но, слава Богу, не мракобесный: фоткать территорию вроде бы запрещено, но нас не гоняли с этим, торгуют своим пошивом и вышивкой (все симпатичное, хотя цены конские), чесноком\луком\вареньем, по монастырю издан красивый проспектик, есть свои магниты. Церковь нам специально открыли. В общем, приятное место.
В ограде храма сохранилась могила И. Шимкова. Сохранилась подлинная чугунная плита - предание говорит, что заказывала Мария Волконская на Петровском заводе. Точно ли Волконская (она в этих местах мифологическая фигура:) или кто-то еще - неизвестно, но, разумеется, кто-то из декабристов и, разумеется, там в Петровском, потому что больше негде тут чугун отливать:
А рядом еще примостился советский памятник - судя по всему, когда его ставили, плита не была найдена:
Весь остальный погост, как тут водится, не сохранился практически никак. Поле.
Во времена Шимкова село было вполне богатое и опять не сельскохозяйственное, народ занимался извозом по тракту, который тут проходил. Первая школа была открыта местными попами что-то в начале 1840-х.
Виды окрестностей:
Продолжение следует.