В публикации представлены 5 самых узнаваемых клавишников в истории рока – это Манфред Мэнн, Рик Уэйкман, Джон Лорд, Кен Хенсли и Кейт (или Кит) Эмерсон. Также добавлен список еще 10 музыкантов, которые продемонстрировали на ниве рок-музыки совершенно уникальное звучание своих клавишных и электронных инструментов
Звучание клавишных инструментов – это визитная карточка большинства известных рок-групп в 70-е годы прошлого века, как раз тогда, когда этот самый рок начинал приобретать свои завершающие формы. В начале этого периода составы многих групп начали пополняться мастерами клавишного дела, и в арсенал многих из них начал поступать очень интересный инструмент – синтезатор. И если звучание клавиш в 60-х не баловало разнообразием – или фортепиано, или орган, или меллотрон, - то с начала 70-х синтезатор ворвался в музыкальный рисунок весьма активно.
Конечно, было и множество групп, которые на клавиши упор не делали, но часто они весьма активно прибегали к услугам наемных органистов (например – «The Beatles»), или позже брали клавишника в свой состав уже после того, как группа состоялась (яркий пример - «Grand Funk Railroad»). Были группы, в которых на клавишных инструментах играли какие-то музыканты коллектива, для которых главным был другой инструмент («Led Zeppelin»), но этот вариант не был основным. Дело в том, что такой трюк можно было предоставить на записи, а вот для концертного выступления все равно нужен был отдельный клавишник.
Именно в начале 70-х в рок-среде начали выделяться музыканты, которые во владении своим клавишным инструментом показывали настоящие чудеса. Во многих случаях группы образовывались именно вокруг этих музыкантов, и звучание клавиш было определяющим. К таковым можно отнести Рика Уэйкмана, Манфреда Мэнна, Кейта Эмерсона и многих других. Как правило, каждый их этих клавишников обладал своим уникальным стилем и продемонстрировал свое собственное уникальное звучание клавишных. Ну, и куда же без виртуозной игры?
Но, как правило, уже в следующем десятилетии даже эти самородки в погоне за коммерческим успехом унифицировали свое звучание, и на фоне новых веяний уже ничем не выделялись. В качестве примера моно привести Джона Лорда из «Deep Purple» или Кена Хенсли из «Uriah Heep». «Потерялись» даже Рик Уэйкман и Манфред Мэнн, хотя последний все же не полностью растерял свой фирменный звук, а вот Уэйкман начала 80-х и позже быстро потерялся на фоне своих многочисленных подражателей.
В общем, представляю список клавишников, которые дали о себе знать в 70-х, и которые продемонстрировали совершенно уникальное звучание своего музыкального инструмента. В этот ТОП не входят клавишники, которые просто могли играть виртуозно – таких хватало во все времена. У меня список именно тех музыкантов, стиль игры которых был мгновенно узнаваем, по крайней мере, в какой-то, хоть и короткий, период времени.
1). Манфред Мэнн
Уникальный свой стиль игры на электронных музыкальных инструментах этот виртуоз синтезатора начал обтачивать еще на альбоме своей предпоследней группы «Manfred Mann Chapter Three Volume Two» в 1970 году, и полностью перенес новый стиль на альбомы группы «Manfred Mann’s Earth Band». В этом стиле и с этим звучанием Манфред Мэнн играет и сегодня.
Почему именно он на первом месте данного списка? Да потому что до сих пор ни один из его конкурентов так и не смог воспроизвести уникальное звучание мини-муга Манфрэда. Почему так? Непонятно. И поэтому, когда мы слышим это звучание, то сразу понимаем – это играет именно Манфред Мэнн, и никто больше!
2). Рик Уэйкман
Еще один музыкант, который в начале далеких 70-х также изобрел свое собственное звучание синтезатора. Особенно ярко оно появилось на альбомах периода 1973-1981 гг., однако впоследствии у Уэйкмана появилось множество подражателей, часто не менее виртуозных, на фоне которых талант этого великого музыканта просто потерялся. Сегодня он продолжает играть в своем собственном стиле, но, к сожалению, это может делать уже далеко не он один.
3). Джон Лорд
Это не гений синтезатора, наоборот, даже создается впечатление, что этот музыкант всячески избегал пользования этим инструментом. Но вот на органе Hammond в конце 60-х и начале 70-х он проделывал всяческие чудеса. Правда, исключительно уникальное звучание Хаммонда Джона Лорда можно услышать всего на нескольких альбомах группы «Deep Purple» 1968-1973 гг., включая концертник «Made in Japan». Начиная с альбома «Burn» (1974 г.) это звучание куда-то исчезло, и с тех пор мы можем наблюдать только виртуозную игру Лорда на клавишных, но вот выделить его на слух из ряда не менее виртуозных музыкантов-клавишников уже трудно.
4). Кен Хенсли
Музыка группы «Uriah Heep» очень сильно обогатилась уникальным звучанием органа Кена Хенсли, который доминировал со своим звучанием с 1971 по 1975 годы. Этот музыкант, как и Джон Лорд, тоже недолюбливал синтезаторы, но как только он начинал играть на своем особенным образом настроенном Хаммонде, то сразу становилось ясно – это «Uriah Heep»!
На аудио: оригинальная запись "July Morning" со студийного альбома. Правда, на синтезаторе в конце композиции играет не Хенсли, а Манфред Мэнн, однако соло на органе в середине песни - это настоящий шедевр от Кена Хенсли
К сожалению, в 80-е Кен вошел с совершенно стандартным звучанием клавишных инструментов, которые уже никак не выделяли его среди огромного сонмища подобных музыкантов.
5). Кит Эмерсон
Еще один гений синтезатора и Хаммонда, который в первой половине 70-х так зажигал публику своим уникальным звучанием, что перепутать его с другим музыкантом было просто невозможно. К сожалению, «синдром потери лица» коснулся и этого гениального музыканта, и все, что Эмерсон записал, начиная со второй половины 70-х, его акций не подняло никак, и он выезжал, в полном смысле слова, только на своем легендарном имидже.
Конечно, в этот список должны были бы войти еще множество музыкантов-клавишников, обладавших своим собственным стилем игры на органе и синтезаторе. Но так как они не вошли в ТОП-5, то предоставлю имена некоторых из них в ТОП-100, но для этого я подготовлю другую публикацию. А чтобы многие мои читатели не почувствовали себя оскорбленными, я приведу отрывок из этого списка, куда вошли еще некоторые несомненные гении клавишных инструментов, которые попросту не влезли в приведенный выше ТОП.
6). Рик Райт («Pink Floyd») – в основном синтезаторы;
7). Винсент Крейн («Atomic Roooster») – в основном Хаммонд орган;
8). Деннис де Янг («Styx») – в основном синтезаторы;
9). Бенко Ласло («Omega», Венгрия) – в основном синтезаторы;
10). Рон Маэл («Sparks») – весь спектр клавишных;
11). Юрген Фриц («Triumvirat») – в основном синтезаторы;
12). Ричард Тэнди («Electric Light Orchestra») – весь спектр клавишных;
13). Колин Таунс («Gillan») – в основном синтезаторы;
14). Стив Уолш («Kansas») – весь спектр клавишных;
15). Крейг Фрост («Grand Funk Railroad») – весь спектр, но наиболее узнаваемым было уникальное звучание его электропианино, в целом определившее саунд «Грэнд Фанк» с 1972 по 1976 годы.
Конечно, из этого топа выпали такие выдающиеся клавишники, как Джон Пол Джонс («Led Zeppelin»), Рэй Манзарек из «Doors», Дон Эйри из нынешнего состава «Deep Purple», и многие другие.
Но Джонс – это не штатный клавишник, хотя лучше его в игре на меллотроне я не слышал.
Манзарек – это виртуоз, но без собственного уникального звучания – так в те времена звучало большинство органистов.
То же самое относится и к Дону Эйри, у которого очень богатая музыкальная палитра, но ему всю свою музыкальную карьеру приходилось обыгрывать совершенно разные группы, приобретению уникальности звучания это никак не способствовало.
В общем, мой топ на этом не заканчивается. В дальнейшем планирую опубликовать значительно расширенную его версию с более подробными характеристиками музыкантов.
На аудио: немецкая группа "Triumvirat". Клавишник Юрген Фриц показывает свое мастерство игры на всем спектре клавишных
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О РОК-МУЗЫКЕ НА МОЁМ КАНАЛЕ:
Первая 10-ка лучших рок-барабанщиков, которые своими ударными делами прославились на весь мир
Тройка лучших рок-гитаристов мира, у которых совсем нет конкурентов
Сколько денег сегодня «на кармане» у ведущих рок-музыкантов? У одних много, у других мало