За свою карьеру я пропустил более 9000 мячей.
Я проиграл почти 300 мячей. 26 раз мне представлялась возможность забросить мяч и выиграть матч... и я не смог ею воспользоваться. У меня ничего не получалось снова и снова. Вот почему я добился успеха.
Майкл Джордан
Если вы читаете эту статью, то возможно, и раньше пытались что-то сделать для того, чтобы воплотить свою мечту в жизнь. Вы могли сбросить 10 кг, а потом набрать снова, бросить курить на месяцы или даже годы, построить схему успешной карьеры, но не реализовать ее... Узнаете? Как разорвать порочный круг, в котором все начинается снова? Как поверить в то, что изменения на этот раз все-таки произойдут?
Это очень важные вопросы. Если ваш "эмоциональный" мозг увидит то, что вы уже пытались безрезультатно сделать раньше, он станет работать против ваших усилий. Поэтому наилучшим путем поиска ответов на такие вопросы будет осознание вами того факта, что вы на самом деле не начинаете все сначала. Теперь благодаря предыдущим попыткам (неважно, сколько раз вы их делали) вы имеете достаточно информации и опыта, которые следует использовать сейчас. Вы знаете, что у вас не получилось, где подстерегали препятствия. Но ничего не сможете сделать, если не поймёте простую вещь — в этой жизни всегда нужно продолжать учиться.
Один профессор психологии Стэнфордского университета Кэрол Двек сделал вывод: когда люди молоды, они культивируют в себе уверенность, которая помогает им наилучшим образом обустроить свой "внутренний мир" и придать смысл тому, что они делают. Эта модель мышления определяет те цели, которые мы перед собой ставим, а также то, что мы делаем ради их достижения. Кэрол определила ключевые особенности модели мышления, присущей успешным людям: они любят получать новые знания, ищут перемен и охотно решают вопросы, связанные с изменениями, проявляя настойчивость перед лицом препятствий. Она называет это ориентацией на рост в отличие от ориентации на ограниченность жизненных приоритетов.
Когда люди с ограниченными жизненными приоритетами терпят неудачу, они решают, что ситуация находиться вне их контроля и ничего с этим сделать нельзя. Они теряют веру в свою способность действовать. Они преуменьшают свои предыдущие достижения и преувеличивают неудачи. Опасаясь очередного фиаско, они игнорируют эффективные стратегии, имеющиеся в их распоряжении. Они попросту сдаются.
Люди ориентированные на рост, не рассматривают неудачи как окончательный приговор их способностям. Для них проблема - это еще одна возможность чему-то научиться. Их внимание приковано к поиску возможностей для обучения. Если у них что-либо не получается, они осознают, что просто пока не нашли правильного выхода из ситуации. Они размышляют,как в следующий раз сделать свои действия более эффективными. Эти люди много работают и дают оптимистичные прогнозы: "Чем тяжелее мне приходиться, тем больше нужно стараться. Я должен использовать весь свой опыт. Скоро у меня все получиться!"
Откуда беруться эти модели поведения? Похоже, что они происходят из двух стратегий осознания своих возможностей - ограниченной и прогрессивной. Исследование Кэрол Двек наглядно показывает, что в случае какой-либо успешной перемены в жизни очень важно принять стратегию роста возможностей. Когда мы осознаем свою способность учиться новым вещам и рассматриваем жизнь как возможность дальнейшего роста, у нас все получается. Мы не пасуем перед неудачами, а, наоборот, извлекаем из них полезные уроки и начинаем заново, уже имея за плечами ценный опыт.
Хотите еще доказательство того, что успех приходит ценой ошибок и нужно обязательно уметь на них учиться? Пожалуйста! Будущие нейрохирурги должны были определить, кто из них сможет учиться на кафедре, а кто - нет. Преподаватель, проводивший собеседование, сообщил, что результат будет зависеть от ответов на два вопроса: "Вы совершаете ошибки?", и если ответ утвердительный, то "Какую самую большую ошибку вы совершили?". Студенты, не прошедшие собеседование, утверждали, что никогда не совершали ошибок, или объясняли свои ошибки какими-либо причинами, которые находились вне зоны их контроля. Студенты, которые впоследствии стали учиться на кафедре нейрохирургии, признались во многих ошибках и сказали, что извлекли из этого опыта много полезного для того, чтобы не повторять их в будущем.
Предлагаю вам руководствоваться позицией студентов, которые прошли вступительное собеседование. Если вы уже предпринимали попытки ранее, подумайте над тем, какой урок сможете извлечь из так называемой "неудачи" - именно он поможет вам достичь цели в этот раз. Возможно, вы снова стали регулярно злоупотреблять спиртным, потому что вас некому было поддержать в нужную минуту, или прекратили соблюдать диету из-за праздников. Теперь вы знаете, что следует поступать по-другому. Уделите этой мысли немного времени прямо сейчас и подумайте, что в этот раз можно сделать лучше, чтобы не повторять предыдущий опыт.
И не унывайте! Новые проводящие пути вашего мозга, созданные с вашей же помощью в процессе работы над собой, никуда не исчезли. Поэтому, когда вы начнете сначала, вам уже будет легче.
Напишите свою историю, ориентированную на стратегию роста
Если вы уже пробовали раньше изменить что-либо в своей жизни, вам будет полезно написать "единое изложение фактов" - историю своего прошлого, настоящего и будущего, которая ориентирована на стратегию личностного роста. Мы очень часто находимся под влиянием неудач прошлого или проблем настоящего. Если мы смоделируем собственное счастливое будущее и свяжем воедино прошлое, настоящее и будущее, то тем самым предоставим нашему мозгу цельную историю, от начала до конца, которая поможет нам добиться хорошего результата.
Вам необходимо:
- Точно изложить факты из прошлого, включая все, что вам помогло, а так же то, что не сработало.
- Написать о том, что происходит в данный момент, включая все, чему вы учитесь, для того чтобы добиться положительных перемен.
- Описать себя в будущем - таким человеком, который добился поставленных целей.
Пример: Тесса пыталась похудеть на десять с лишним килограммов в течении двух лет. Ее история, ориентированная на стратегию роста, могла бы выглядеть так:
Прошлое. Я пробовала различные варианты для того, чтобы похудеть. Тарелки меньшего размера с едой мне помогли, а строгие диеты - нет.
Настоящее. Я больше не держу в доме вредную еду и учусь следить за собой, чтобы не переедать.
Будущее. Однажды мои проблемы с перееданием закончатся. Я буду съедать ровно столько, сколько нужно, при этом еда будет только полезной.