Крупнейший городок на дальнем, южном, берегу Севана - Мартуни (12 тыс. жителей), основанный в 1830 году как село Неркин-Кзнут и переименованный ровно через столетие. Ещё один Мартуни есть в Карабахе, и оба названы по партийному псевдониму Александра Мясникяна, крупного большевика, революцию делавшего вдали от Армении.
Машины с гигантскими дровами из древних лесов Карабаха стоят у дороги на Гавар, Севан и Ереван, а мы свернём на юг. По пути к выезду - старо-сельская церковь:
Да стела с горными козлами, напоминающими о том, что эта дорога ведёт в Вайоц-Дзор - безоаровые козлы давно стали символом Ехегиса и Арени за Варденисским хребтом, где их даже с трасс не проблема увидеть туристам:
С юга Мартуни продолжает большое село Гехавит, где есть интересное кладбище с рельефными "камнями-колыбелями". Но мы и тут решили не задерживаться:
Из зелёных сельских кварталов дорога выходит в холодную степь, над которой господствует грузный силуэт потухшего вулкана Армаган (2829м), скрывающего в своём кратере озеро:
Зарисовки по дороге - часовенка:
Родник с очень вкусной водой:
Развалины средневекового моста, а где-то в окрестных горах есть ещё и петроглифы:
Пологая дорога выводит на Селимский перевал (2410м), за которым вдруг проваливается вниз серпантином. У начала его, на небольшом уступе, заметна каменная крыша одинокого древнего здания:
Это иджеванатун, дословно "дом прибывших" - армянский аналог караван-сарая:
Его построил в 1326-32 годах Чесар Орбелян, князь земли Сюник, гаварами которой были Гехаркуник и Вайоц-Дзор по обе стороны этого перевала. В последнем мы ещё не раз встретимся с наследием дома Орбелянов, а ворота иджеванатуна украшает их герб:
Иджеватуны, в отличие от старинных мостов, в Армении почти не сохранились. Ещё один караван-сарай я прежде показывал в Аруче под Талином (ссылка в конце поста), но Селимский иджеванатун по своей сохранности не имеет аналогов. Отреставрированный в 1956-59 годах, он выглядит почти так же, как в те времена, когда под его свод входили караваны:
Ворота ведут в небольшой холл, перпендикулярный остальному зданию. В его стенах - множество ниш:
Как я понимаю, в этой его части останавливались сами люди, а в нишах хранились их пожитки и может быть - мечи:
При совпадении функций, иджеванатуны и караван-сараи - всё-таки совсем не одно и то же. Караван-сарай похож скорее на медресе - дворик или купольный зал, окружённый кельями. Иджеванатун - скорее трёхнефная базилика:
Его главный зал размером 26 на 13 метров (общая длина постройки - 35 метров) разбит на три галереи, и в боковых складировался груз, а в центральную заводились животные. Жёлоб в центре зала, наполнявшийся из родника выше по склону, служил водопоем, а ниши в арках - кормушками. Селимский иджеванатун мог вместить до 64 животных:
В тёмных залах я не мог не вспомнить Таш-Рабат - таинственный Каменный двор на одноимённом перевале в Киргизии. И версии его происхождения есть самые разные, но среди них затесалась и такая, что его построили армяне на Великом Шёлковом пути. Но любой караван-сарай был ещё и оборонительным сооружением - укрытием от разбойников в мирное время и опорным пунктом для армий в случае войны. И если караван-сараи иранского Решта русская армия в 18 веке использовала в качестве фортов, то каменный иджеванатун - натурально, бункер без дверей и окон:
Лишь узорчатые потолочные оконца играли роль тусклых ламп:
На пологую крышу нетрудно забраться. Как видите, Селимский караван-сарай у туристов весьма популярен, и вон за тем столиком армянский гид с маленькой группой откуда-то из русской провинции угощал нас маджаром - необычайно вкусным и почти безградусным армянским молодым вином.
Внизу - Вайоц-Дзор, но это другая история:
Другой иджеванатун в селе Аруч.