В Москве скорей всего скоро исчезнет одна яркая достопримечательность, которая вызывала интерес туристов, приехавших в российскую столицу. Московский департамент транспорта запустил кампанию поддержки идеи закрытия знаменитой монорельсовой дороги.
Дептранс приводит много статистики, которая показывает, что содержание монорельса слишком затратно и не окупается. Чего стоят только данные о постоянных пассажирах монорельсовой дороги - их всего 39 человек на всё население Москвы. Да и общее количество пассажиров до пандемии составляло менее 3 тыс. человек в сутки.
Любые цифры и сравнения, конечно, не в пользу монорельса - и понятно почему. В качестве востребованного общественного транспорта это сооружение было актуальным совсем недолгое время после его строительства, наверное.
Сейчас маршрут монорельса отчасти дублируется трамваем, продлённой веткой метро, появившимся МЦК - в общем, горожане могут обойтись без монорельса.
Для тех, кто в Москву приезжает в качестве "гостя столицы", монорельс, конечно, в большей мере достопримечательность и забавный аттракцион. В этом смысле "съездить на ВДНХ" часто означало не только посмотреть знаменитый выставочный комплекс, прокатиться на колесе обозрения (пока его не демонтировали) и т.п. - это означало в том числе и "покатаемся на монорельсе".
Дептранс рассказывает про то, что почти не осталось вагонов для монорельса, а нынешние ремонтируются за счёт запчастей от "доноров", то есть старых вагонов. Новые вагоны сейчас уже никто не выпускает, а если делать "под заказ", то стоимость одного состава составит от 1,3 млрд рублей.
С точки зрения простого обеспечения транспортной связи в городе такие траты являются, наверное, безумием. Скажем, на эти деньги можно купить 13 новых вагонов для метро. А состав монорельса - это максимум 6 вагончиков, гораздо менее вместительных.
Зато вагончиков, уютных и словно созданных для тёплых маленьких компаний, каковой становится любой набор пассажиров буквально за несколько минут между двумя станциями.
Самый близкий аналог для туристов - это, наверное, кабинки канатной дороги или колеса обозрения. В вагоне монорельса всего 6 посадочных мест (или вот это место в середине можно считать посадочным? - см. фото выше) и несколько человек могут поместиться стоя.
Зато какой-то участок пути имеет смысл смотреть в окно, потому что из поезда открываются необычные виды на те же Останкинский пруд и Останкинскую телебашню, да и район ВДНХ осмотреть с высоты интересно.
Дальше, конечно, уже не так интересно - и может имело бы смысл, сохраняя монорельс для туристов, укоротить маршрут. Но это уже не имеет смысла обсуждать, поскольку копий сломано много и без нас. Ведь формально с начала 2017 года эта дорога используется в так называемом экскурсионном режиме, который подразумевает достаточно большой интервал движения - полчаса.
Что интересно, начиналась работа московского монорельса в таком же режиме. С ноября 2004 года по начало 2008 года там также ходило 2 состава, а прокатиться на них можно было только днём, кажется, с 10 до 16 часов. А по-настоящему в систему транспорта монорельс вписали с начала 2013 года, когда там стали действовать проездные метрополитена, а пересадка в метро и из метро стала бесплатной.
Сами поезда, кстати, едут очень медленно, что хорошо для созерцательно настроенных туристов, но плохо для тех, кому надо быстро добраться из одной точки столицы в другую. Впрочем, монорельсом для таких целей, кажется, не пользуется уже давно вообще никто.
Кажется, что и сами москвичи выбирают такой путь лишь для того, чтобы немного сбавить ритм и отдохнуть от суеты и больших скоростей.
Но скоро такой возможности не останется - и об этом можно говорить с большой уверенностью. Все доводы Дептранса, который как бы призывает горожан решать судьбу монорельса совместно, на самом деле говорят о том, что выбора нет. Например, прямо сообщается, что уже к 2022 году подвижного состава здесь почти не останется, а интервал движения уже, судя по всему, решено увеличить до одного часа.
Так что этот удивительный и странный транспорт вскоре совсем исчезнет - скорей всего, монорельсу не стоит даже ждать судьбы московского троллейбуса, для которых оставили "музейный маршрут" с двумя последними "рогатыми". Пока обсуждается вариант с отказом от движения по эстакаде и использованием инфраструктуры в качестве парка.
Что это будет точно - не так уж и важно. Может "современное общественное пространство", может кафешки с возможностью пить кофе и смотреть на окружающих сверху вниз.
Дептранс, скажем, сообщает о том, что обещает оставить лифты после того, как эскалаторы будут демонтированы - хотя воспринимается это скорей как попытка "подсластить пилюлю".
В общем, если кто-то собирался в Москву и намеревался покататься на монорельсе - поторопитесь. Процесс запущен и скоро шанса уже не останется. А пока ещё можно успеть "прикоснуться к истории", которая для московского монорельса оказалась столь недолгой.
Для тех, кто дочитал и заинтересовался, мы решили продолжить тему, собрав все доводы Дептранса и наши (и ваши) возражения. Почитать и обсудить можно здесь.
Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал - это позволит алгоритму "Дзена" показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!